Азербайджанские ковры: история, воплощенная в ковроткачестве

Туркменское ковроткачество

Ковроткачество — одна из древнейших форм туркменского прикладного искусства. Туркменку традиционно обучают ремеслу с раннего возраста. Красота и долговечность туркменских ковров уходит корнями в традиции туркменского ковроткачества и мастерство его ткачей. Ворсовое ковроткачество — сложный и длительный процесс, в котором ткачи создают сложные узоры и конструкции, используя древние и элементарные методы производства. Лучшие ковровщики создают целые композиции и орнаменты на коврах с помощью своей фантазии, памяти и новых интерпретаций традиционных узоров.

Пряжа, используемая в туркменских коврах, взята из шерсти Сараджинских овец, которая ценится за способность поглощать тепло, красители и ароматы. Пряжа традиционно окрашивается растительными и минеральными красками. Одной из сильных сторон туркменских ковров является их плотность узлов — от 180 до 400 узлов на квадратный метр. Другая польза — традиционно естественные краски. Но, пожалуй, наибольший вклад вносят туркменские женщины. Их руки создают настоящие шедевры. Их традиции сохраняются через передачу традиций и секретов о проектах, методах, красках и других вещах от одного поколения к другому.

Ковры традиционно изготавливались в деревнях семейными группами женщин, которые работали в своих домах с примитивными ткацкими станками, лежащими на полу, и всего тремя инструментами: ножницами, расческой и ножом с зацепленным лезвием. Большинство проектов сделаны из памяти и были переданы каждому поколению от матери к дочери. Мужчины традиционно покупали самую тонкую шерсть, которую они могли себе позволить. Позже спрос на туркменские ковры стал настолько велик, что мужчины стали набираться для работы в крупных мастерских. В стремлении массово производить ковры дешево, производители ковров отказались от традиционных конструкций и используют химические красители.

Школы ковроткачества

Губа-Ширванские школы ковроткачества

Возникновение коврового искусства на территории Азербайджана, несомненно, было связано с рядом объективных факторов, в том числе с географическим положением этой земли на стыке Востока и Запада. Хребет Большого Кавказа, где расположено несколько школ ковроткачества Губа-Ширван, лежит на границе между Азией и Европой. Вот историческая точка соприкосновения исламской и христианской культур. В средние века по этой земле проходили длинные верблюжьи кады.[нужна цитата ]

Губинская школа ковроткачества

Губинская школа, включающая районы Гонагкенд и Дивичи, выпускает до 35 узорных композиций ковров. Губа – исторический регион, в котором проживает множество различных племен. В районе проживают этнические группы, говорящие на разных языках, среди которых азербайджанцы, лезгины, таты, будуги, гырызы и другие. Губинские ковры бывают самых разных дизайнов, которые могут отличаться даже от деревни к деревне. Орнаментальный узор характеризуется геометрическими и растительными мотивами, в большинстве своем стилизованными. К ним относятся ковры «Гырыз», «Гымыл», «Гонакенд», «Шахнезерли» и другие.

Ширванская школа ковроткачества

Ширванская школа славится своими великолепными коврами.[нужна цитата ] Ширван – один из древнейших исторических регионов Азербайджана. Ковроделие разных видов – распространенное ремесло как у оседлых, так и у кочевых аборигенов. Ширванская школа насчитывает ковры, которые производятся в следующих городах и селах Ширванского района: Шемаха, Мараза, Биджо, Гашад, Гагали, Архиман, Кюрдамир. В школе насчитывается 25 произведений. Сальянские ковры со схожими художественными и техническими особенностями также принадлежат к этой школе. Ковры Ширвана отличаются замысловатым рисунком, на котором изображены многочисленные предметы быта, птиц и людей.[нужна цитата ]

Гянджа-казахская школа ковроткачества

Ковры этой школы отличаются своеобразием композиции и орнамента. Гянджинские ковры включают относительно небольшое количество ковровых композиций, всего от 8 до 20 узоров. Казахские ковры покрывают около 16 композиций с различными узорами. Казах, расположенный на северо-западе Азербайджана, является самым известным регионом производства ковров, а также объединяет группы ковров «Казах» и «Борчалы».[нужна цитата ] Казахские ковры имеют геометрический орнаментальный узор, композиция не очень сложная, с упором на схематическое изображение геометрических узоров, растений и животных. Орнаментальный декор гянджинских ковров богат и разнообразен, с упором на геометрические мотивы, а также на схематическое изображение растений и животных.[нужна цитата ]

Бакинская школа ковроткачества

Бакинская школа ковроткачества включает села Новханы, Фатмай, Нардаран, Булбуля, Мардакян, Гаади. Эти ковры отличаются повышенной мягкостью материала и насыщенными цветами, а также прекрасным художественным вкусом и изысканным декором. В этой школе около 10 сочинений. Исторические источники и надписи на коврах свидетельствуют о том, что ковроделие было широко распространено в этих деревнях, а ковровые изделия вывозились за пределы страны. В состав ковра часто входят медальоны. Они наполнены различными мотивами, чаще всего стилизованными изображениями растений, которые после геометризации потеряли сходство с исходным предметом.[нужна цитата ]

Ковры Карабаха насчитывают 33 разновидности. Карабахские ковры из-за специфики местной овечьей шерсти отличаются толстым ворсом, высоким и пушистым. Эти ковры отличаются яркими и радостными цветами. Они делятся на четыре группы: без медальонов, с медальонами, намазлыки и тематические ковры. В горной части Карабаха ковры изготавливали в Малыбейли, Мурадханлы, Дашбулаг, Джебраил и многих других селах.[нужна цитата ]

Идеи восточных беседок

Классический вариант для отдыха

Приобретая восточную постройку, не обязательно познавать Буддизм и переходить на хасиоки (деревянные палочки) вместо вилок. Всё, что будет отличаться, это зона отдыха, а сам процесс останется таким же — шашлыки, салаты, напитки и прочие радости среднестатистического дачника.

В японском стиле

Из-за большого разброса в ценах и декоративных украшениях, выделить какой-то определенный сегмент для отдыха не получается.
Вполне подойдёт как небольшая беседка из дерева, так и постройка из кирпича с мангалом за полмиллиона рублей. Поэтому рекомендуем вам посмотреть все варианты и выбрать то, что по душе.

С возможностью прилечь

Прежде чем продолжить, хотелось бы вас познакомить с двумя восточными терминами

  • Топчан — дощатая кровать или диван без спинки.
  • Дастархан — сервированный стол с угощениями.

Дело в том, в данной культуре принято кушать полулёжа на топчане. Это традиции, уходящие в прошлое. Почему бы не внести такой интересный подход на дачный участок? Это и отдых на свежем воздухе, и возможность прилечь без каких-либо вопросов и мебельных ограничений, и нестандартный подход к общению с друзьями.

Для чайных церемоний

Чайные домики в большинстве случаев ничем особо не отличаются от обычных деревянных беседок. Они небольшие, стоят недорого и полностью подходят для вечерних посиделок в коллективе и распития чая в кругу семьи.

Для небольшого дачного участка это отличный вариант, который удачно впишется по размерам. А насчет внешнего вида не беспокойтесь — на то и делается ставка, чтобы беседка выделялась среди обычных построек.

Для курения кальяна

Восточная культура очень насыщена различными курительными травами, особенно это касается арабских стран. В России кальян набрал бешеную популярность и с каждым годом спрос нисколько не падает. Для его курения вам понадобится проветриваемое помещение, иначе отравления дымом не избежать.

Беширские ковры

Ковры, производимые в селе Бешир формально принадлежат мастерам-эрсари. Однако вследствие того что население Бешира очень пестрое, в действительности трудно сказать, какому племени принадлежит традиция орнаментирования данного типа ковров. Беширские ковры имеют весьма необычный для Туркестана декор. Для них, например, характерен растительный орнамент в виде тюльпанов и гвоздик, гипертрофированный гёль, склонность к асимметрии. Некоторые исследователи отмечают, что беширские ковры по своему художественному облику и техническим характеристикам приближаются к некоторым типам кавказских и средне-восточных ковров. Цвета очень живые, самые яркие во всем Туркестане. Наиболее ценные ковры отличаются разнообразными оттенками фона красного цвета и полихромным рисунком с точно рассчитанным включением желтого цвета.

Фотографии ковров сделаны автором сайта на выставках, прошедших в Музее Востока (Москва):

  • «Ковровое искусство туркмен» (24 мая – 11 июня 2017);
  • Светопись Дмитрия Ермакова. Работы тифлисского фотографа конца XIX – начала ХХ века (18 мая – 25 июня 2017).

 Читайте на нашем сайте в разделе «Библиотека» 

Девять техник плетения

Cheten

Четен известен как самый примитивный и архаичный ковер. В основном его производят на северо-западе Азербайджана и на равнинах Мугана . Как правило, матовая структура является основой ковра, прежде чем добавлять цветные шерстяные или хлопковые нити.

Hesir

Этот вид ковров производится на юго-востоке страны ( Джлилабад, Масаллы, Лынкран и Астара ). Он сплетен из довольно толстых прутьев, закрепленных на натянутых веревках. Эти довольно прочные коврики, длина которых может достигать 7 м, используются для изоляции от земли.

Палас

Палас – один из самых известных азербайджанских ковров, производство которого широко распространено по всей стране. В основном они сотканы из хлопка и шерсти, но в прошлом они могли быть из шелка. Этот коврик легко узнать по тонким вертикальным линиям на более темном фоне. Палас даже носил одежду.

Ladi

Лади – это техника ткачества, которая в настоящее время используется в основном в горных деревнях на юго-востоке Азербайджана ( Ярдымлы, Лерик, Астара). Плетение осуществляется на горизонтальном ткацком станке. Ladi используется как покрывало или дверной коврик.

Jejim

Jejim очень близок к Palas с точки зрения производства, главное отличие в том, что линии горизонтальные, а коврики сравнительно меньше (от 3 до 5 метров в длину). Тонкий на ощупь Jejim использовался как наволочка, сумка для хранения и мешок для соли . Они были декоративными только в том случае, если были сотканы из шелка.

Шедде

Shedde традиционно производится в селах Джебраил, Губадлы, Лачин, Kəlbəcər и Lemberan . Он использует ту же технику, что и Палас, но линии заменены присутствием выровненных верблюдов.

Килим

Килим использует технику, которая позволяет создавать более сложные узоры, чем у Паласа, работая над областями ковра, а не по всей его ширине. Таким образом, килим может представлять геометрические узоры с чередующимися линиями паласа. Гадирга представляет собой особенно интересную вариацию, потому что в ней представлены геометрические зигзагообразные узоры с чередованием очень ярких цветов и нейтральных тонов.

Зили и лак

Zili & Verni во всех отношениях схожа с техникой Килим по составу цветов и узоров. Эти коврики отличаются тем, что они двусторонние, узор передней части такой же, как и узор спинки. Основными производственными площадями являются Ширван, Абшерон, Казах и Карабах . На Абшеронских Зилиях ( Бакинский район ) находятся фигурные изображения животных и людей.

Ковроткачество в Азербайджане

По свидетельствам археологов уже во II столетии до н. э. в Азербайджане началось стремительное развитие ковроткачества. Первоначально появились на свет тканые ковры без ворса. Назначение их было вполне хозяйственным – ими укрывались, шили одежду, занавесы в шатрах.

Мастера III–VII вв. освоили практику изготовления шелковых изделий. В XIII–XIX веках азербайджанская ковровая продукция экспортировалась в Россию, страны Востока и Европу. Оригинальные орнаменты покорили многих итальянских и голландских живописцев. Они встречаются на полотнах Ганса Мемлинга, Карло Кривелло и Доменико Мороне. Спрос на изделия не иссякает и поныне.

Яндекс картинки

Удивительная история азербайджанского ковроткачества

На территории Азербайджана ковроткачеством занимаются с бронзового века (с конца второго-начала первого тысячелетий до нашей эры), что подтверждается разнообразными археологическими находками.

В городе Маку на юге страны археологи обнаружили глиняную лошадку 20-го века до нашей эры, на которой была попона, украшенная цветами. Рядом с озером Урмия есть холм Гасанлы, где нашли золотую миску первого тысячелетия до нашей эры. На ней изображен лев, на которого накинута попона.

А в городе Мингячевир археологи обнаружили катакомбные захоронения первого – третьего веков, где, судя по остаткам, лежали ковры и паласы.

Развитие азербайджанского ковроткачества описано в работах Ксенофонта, Клавдия Элиана, Геродота и других античных историков. С третьего по седьмое столетия на Востоке правили Сасаниды, при которых для изготовления ковров уже использовали шелк, серебряные и золотые нити. Азербайджанские ковры были описаны армянским историком седьмого века Мовсесом Каганкатваци.

Во времена Средневековья в Барде, Шемахах и Тебризе производили безворсовые ковры из серебряных и золотых нитей. Согласно сообщению путешественника Энтони Дженкинсона, который посетил Азербайджан в 16-м столетии, Абдулла-хан пригласил его в Шемахы, в свою летнюю резиденцию, где англичанина поразил ковер из серебряных и золотых нитей.

Правитель того же города показал голландскому путешественнику 17-го столетия Яну Стрейсу лошадиную попону из золотых нитей, для украшения которой использовались драгоценные камни и жемчуга.

В 13-14-х веках Азербайджан занимался продажей ковров за границу. Известные европейские художники запечатлевали их в своих шедеврах. Газахский ковер можно увидеть на картине «Послы» немца Ганса Гольбейна, творившего в 16-м веке. Ян Ван Эйк нарисовал зейвинский ковер на полотне «Алтарь Девы Марии». В 15-м столетии фламандский живописец Ганс Мемлинг изобразил ширванский ковер на картине «Мария с младенцем».

В 1872 году в Москве проходила Политехническая выставка, где можно было увидеть азербайджанские ковры. Через десять лет изделия этой страны попали на Всероссийскую художественно-промышленную выставку, где их создателей наградили серебряными и золотыми медалями.

Красотой азербайджанских ковров восхищались люди, посетившие во второй половине 19-го и начале 20-го веков венскую, туринскую, лондонскую и берлинскую международные выставки.

В 1967 году состоялось открытие Азербайджанского национального музея ковра, основанного по инициативе Лятифа Керимова, который также создал науку о ковроткачестве. Современное здание музея по своей форме похоже на свернутый ковер. Оно является украшением Приморского бульвара азербайджанской столицы.

А в коллекции британского музея Виктории и Альберта хранится знаменитый ковер «Шейх Сафи», копию которого можно увидеть в Баку.

Процедура

Инструменты для ткания азербайджанских ковров

По технике изготовления и фактуре азербайджанские ковры делятся на два резко разнящихся вида: безворсные («паласы», «джеджимы», «сумахи», «килимы», «зили», «верни» и др.) и ворсовые (большие — «хали» и сравнительно мелкие — «халча»). Иранский учёный-искусствовед Карим Мирзаи в своём очерке «Азербайджанский ковёр от Дербента до Сарбанда через Шахсевенов», исследуя на основе трудов Яна Беннета, Лятифа Керимова и Николаса Фоккера воздействие этнографической группы азербайджанцев — шахсевенов на развитие ковроткачества в Азербайджане, начиная с XVII века, приводит следующую типовую градацию азербайджанских ковров на основе техники исполнения: тип «Борчалы-Казак»; тип А — кубинский ковёр «гюмюль»; тип А-1 — «муганский ковёр»; тип А-2 — «занджанский ковёр»; тип А-3 — «сарбандский ковёр»; тип Б — «шушинский ханский ковёр»; тип Б-1 — «тебризский ковёр»; тип Б-2 — «сарбандский тебризский ковёр»; тип В — «кубинский алпанский ковёр»; тип В-1 — «зенджан-алпанский»; тип Г — «дербентская бута».

Ковроделие является частью семейной традиции, которая передаётся как устно, так и в ходе практических занятий. Весной и осенью мужчины стригут овец, пока весной, летом и осенью женщины собирают красители, прядут и красят пряжу. Ткачество осуществляется в течение зимы женщинами — членами большой семьи, девушки обучаются у своих матерей и бабушек, а невестки помогают своим свекровям. Ковёр производится на горизонтальных или вертикальных станках с использованием разноцветной шерсти, хлопка или шёлковых нитей, окрашенных натуральными красителями. Применяя специальные методы, чтобы создать ворсовые ковры, ткачи завязывают ворсовую пряжу вокруг нитевой основы; безворсовые ковры изготовляются по-разному, когда переплетаются ткани с разнообразными узорами. Резка готовых ковров из ткацкого станка — необычайно важная процедура.

Cлаву ткачей, способных соткать ковры любого качества и сложности, начиная от простых шерстяных, заканчивая сложными шелковыми коврами, приобрели азербайджанские ковроткачи Тебриза.

Крашение шерсти

В красильных мастерских профессионалы красят пряжу красящими веществами преимущественно растительного происхождения, строго соблюдая многовековые традиционные техники окраски.[нужна цитата ] Для приготовления семи основных цветов (красный, зеленый, желтый, черный, темно-синий, белый, фиолетовый) и их оттенков, используемых при изготовлении ковров, профессиональные красильщики используют скорлупу зеленых грецких орехов, кожуру гранатов, индиго, листья шелковицы, айву. и растения грецкого ореха, и корни марены. Для достижения желтого и его оттенков используют шелуху лука, листья шелковицы, собранные поздней осенью, и т. Д. Для получения красного и розового цветов используется марена, а для получения темно-синего, синего и зеленого – краситель индиго. . В самом конце процесса окрашивания пряжи красильщик добавляет соль, квасцы или уксус в раствор красителя, чтобы увеличить интенсивность, стойкость и стойкость цвета. Затем окрашенные нити прессуются и сушатся по специальной технике.[требуется дальнейшее объяснение ]

Несколько советов, как выгодно покупать в Азербайджане

Приготовьтесь к тому, что попав в магазины или на базары Азербайджана, вы растеряетесь от ассортимента предлагаемых сувениров, национальных изделий и всевозможных вкусностей. Чтобы не потратиться слишком сильно, целесообразно заранее решить, что именно нужно купить, и куда за этим отправиться.

  • Ковры и другие изделия ручной работы лучше покупать в Старом городе, в небольших лавочках, так как только здесь можно найти оригинальные изделия. В супермаркетах такие вещи стоят дешевле, но они здесь фабричного производства, то есть не уникальны.
  • Ювелирные украшения приобретайте только в специализированных магазинах. Это же касается и алкогольной продукции.
  • Рыбные деликатесы лучше покупать на Тезе-базаре, где дары Каспийского моря представлены в ассортименте. Здесь вы найдете и осетрину, и черную икру. Только помните, что больше 125 г на человека провезти этого продукта через таможню не удастся.
  • Варенье, чай и наборы восточных сладостей можно купить в магазине – это обойдется дешевле. За остальными продуктами идут на Зеленый рынок. Делать здесь покупки лучше с утра, пока все свежее.
  • Сувенирную продукцию вы встретите в Старом городе. Некоторые из изделий обойдутся дешевле, если вы поищите их в магазинах.

Делая покупки в Баку, не помешает помнить еще о нескольких вещах:

  • ковры, украшения и многие другие изделия, выпущенные до 1960 года, считаются антиквариатом. Для вывоза их из Азербайджана потребуется разрешение местного Министерства культуры;
  • кинжалы приобретайте только сувенирные. Но даже такое оружие нужно задекларировать и сдать в багаж;
  • на рынках Баку и других городов Азербайджана торгуйтесь до последнего: цену можно сбить в три раза;
  • местная денежная единица – азербайджанский манат. На момент написания статьи он стоил около 36 рублей или 59 центов, поэтому большой разницы, с какой валютой ехать в эту страну, не было. Но иногда соотношение таково, что выгоднее ехать с евро или долларами, даже если для этого придется производить двойной обмен;
  • пунктов обмена валюты мало даже на территории Баку, а в небольших населенных пунктах вы вообще их не найдете. Поменять деньги можно только в аэропорту или в банках, причем последние по выходным бывают закрыты. Так что обмен удобно произвести сразу;
  • оплата картой почти нигде не принимается, поэтому запасайтесь наличными.

Наиболее экономные туристы интересуются возможностью вернуть НДС. Она существует, но такс-фри не распространяется на многие товары, в том числе на продукты, а также на чеки менее 300 манатов.

История азербайджанского ковроткачества

По свидетельствам археологов история ковроткачества на территории современного Азербайджана начинается со второго века до нашей эры. Проведенные раскопки свидетельствуют о том, что территория, которую занимает современный Азербайджан, была центром огромного вида ремесел,  хорошо развитыми были сельское хозяйство, животноводство, а так же металлообработка и гончарное искусство. И тот факт, что при раскопках Гультапина обнаружили инструменты ковроткачества, которые относятся к IV-III тысячелетию до нашей эры, говорить о сформировавшемся ковровом ремесле как отдельном виде декоративно-прекладного искусства. Именно, народы северной Мидии, территория Южного Азербайджана, начали первыми использовать ковры не только в быту, но и для украшения интерьеров. По свидетельствам древнегреческого писателя и историка Ксенофонта, именно у них Персы в V веке до н.э. переняли эту традицию.

Когда в 11 веке современная территория Азербайджана попадает под власть Сельджукской империи, начинается тюркизация населения региона (на тот момент это были племена иранские и албанские) в результате миграции тюркских племен. Как результат начинается формироваться азербайджанский этнос, который станет полноценным народом  к концу XV века.

Именно с этого столетия объемы ковроткачества доходят до размеров промышленной индустрии. Ковры экспортируются в огромное количество стран, включая западную Европу. О коврах писали английский путешественник XVI века Антони Дженкинсон и голландский мореплаватель XVII века Ян Струйс. Изящные узоры и изысканные орнаменты азербайджанских ковров покорили европейских живописцев. На картинах фламандских, итальянских, голландских художников можно встретить самых ярких представителей азербайджанского ковроткачества:

Ян Ван Эйк Мадонна с ребенком 15 век  Ковер «Зейва»,  Губа

Карло Кривелли The Annunciation with Saint Emidius XV век

Ганс Мемлинг «Мария с младенцем», XVI век, ковер Мугань, Карабах

На протяжении многих столетий территории Южного и Северного Азербайджана становились частью разных государств, различные религиозные и племенные культуры повлияли на формирования определенного стиля азербайджанских ковров. Благодаря этому процессу сформировалось несколько основных центров производства ковров ручной работы, каждый из которых отличался своим особым стилем, как художественным, так и техническим.

География и культурный фон туркменских ковров

Туркменские ковры необязательно должны быть из Туркменистана. Они могут изготавливаться и в других местах, где живут туркмены, таких как Иран, Афганистан, Турция и Сирия. Они также могут прибывать из любой точки Туркестана (Центральная Азия плюс Синьцзян в западном Китае), особенно из Западного Туркестана.

Западный Туркестан — это территория площадью около 700 тысяч квадратных километров с Каспийским морем на Западе, полуостровом Мангышлак на северо-востоке и горами Капет-Даг и окраинами Гиндукуша, образующими полукруг на юге. К западу от того, что с 1924 года было границей Советской Социалистической Республики Туркменистан, находятся Афганистан и иранская провинция Хорасан. С восточной стороны находится огромная китайская провинция Синьцзян. На западной стороне области находится пустыня Каракумы, а на востоке, между реками Амударья и Сырдарья, находится пустыня Кызылкум. К югу находится Узбекистан, охватывающий важные торговые центры Бухары и Самарканда. Последний был крупным постом вдоль Древнего Шелкового пути, который пролегал из Китая через Восточный Туркестан и на запад, через Ташкент в Узбекистане, Марию (Мерв) в Туркменистане и Хорасан. Многие различные этнические группы населяли этот регион на протяжении тысячелетий, и среди тех, кто связан с ткачеством, помимо самих туркменов, есть узбеки, каракалпаки и киргизы.

Популярные производители и стили

Сейчас самое широкое производство ковров в восточном стиле ведётся в Иране, но также такие изделия производятся ещё в Пакистане, Индии, Китае и других странах. Все эти производители отличаются тем, что создают красивые и качественные изделия ручной работы. Ковёр из Пакистана – это современная классика изделий в восточном стиле. Эталоном качества и красоты являются персидские (иранские) ковры.

Необычные переплетения линий смотрятся очень интересно. Все такие ковры, сделанные своими руками, вне зависимости от производителя, имеют определённый смысл, а каждый орнамент имеет своё значение. Так можно окунуть себя в мир восточных сказок и наполнить дом волшебством. Если восточный ковёр является действительно оригинальным и сделан своими руками, он будет иметь одну особенность: изнаночная и лицевая сторона полностью совпадают по узору, поэтому такие изделия можно переворачивать. Так можно отличить настоящие восточные изделия от подделки.

Очень популярным является восточной килим. Он украшается этническим орнаментом, который сохранился с древних времён. Иранские килимы отличаются тем, что на них изображены жуки-скарабеи, каменья и большое количество геометрических фигур. Такие изделия обычно выполняются в красных, зелёных, синих или бежевых оттенках.

Анатолийский килим отличается тем, что при его создании используются волокна грубой шерсти. На таких изделиях имеются изображения символов плодородия и материнства, которые представлены в виде фигур женщин с руками, расположенными на бёдрах. Также используются узоры в виде бараньих рогов, которые характеризуют мужское начало и весь сильный пол. Кавказский килим отличается украшением центра этого изделия нарядным медальоном. Эти модели смотрятся более презентабельно и роскошно, обычно их также украшают орлами, поскольку они являются символом храбрости.

Его первоначальное назначение – использование в качестве подстилки во время молитв. Такие модели производят из грубого и плотного волокна. Поскольку при молитве человек размещался в центре, его средняя часть не имела никаких орнаментов узоров. Её изготавливали из однотонных нитей, а боковые стороны украшали интересными рисунками. Но сейчас такая традиция соблюдается не всегда, на экспорт производят самые разнообразные по дизайну турецкие килимы.

Очень популярным является туркменский килим. Эти изделия характеризуются наличием традиционных цветов: красного, голубого, коричневого, песочного. Узбекский и башкиский килим можно отличить по лаконичному орнаменту, в котором используются даже полоски.

Армянский и арабский килим обычно отличается красивыми и вычурными узорами, такими, как цветочные изображения, необычные фигуры животных и иногда людей. Грузинский ковёр характеризуется узорами в виде виноградных лоз или изображений в этническом стиле.

Также очень нарядным считается дагестанский, бухарский и берберский килим. Последний вариант отличается тем, что на нем имеются определённые узоры, которые размещены в строгом порядке. Так, все рисунки расположены по центру и по периметру и выполнены насыщенными красными нитями.

Берберские ковры по-другому называются рабатскими. Название произошло от города, являющегося столицей Марокко, ведь именно Рабат – родина таких изделий. Берберский ковёр внешне больше напоминает ковровую дорожку. Это очень функциональные и не широкие изделия, которые имеют совсем небольшой вес. За ними легко ухаживать и чистить их. Такие изделия являются очень яркими, ведь при их создании используются очень насыщенные по цвету нити – оранжевые, жёлтые, красные.

Такие ковры отличает орнамент в виде изображений животных или птиц. На некоторых изделиях также встречаются абстрактные геометрические фигуры, в которых можно увидеть изображения досок или брёвен. Эти изделия изготавливают только вручную. Чаще всего их плетением занимаются женщины.

Берберские модели создаются только из натуральной шерсти. Причём женщины вручную прочесывают её волокна. Технология производства даже в наше время является неизменной.

Выбор кухонной мебели и бытовой техники

Когда создание интерьера подходит к завершающему этапу можно приступать к комплектации помещения необходимой мебелью и оборудованием.

Выбирая мебель в востосном стиле в интерьере кухни старайтесь придерживаться тех же канонов, что и при выборе стиля кухни. Например, в китайском либо японском стиле гарнитур должен непременно быть деревянным и выполнен в простой форме без лишней вычурности.

Выбор цветового тона у азиатских вариантов значительно отличаются друг от друга. Если японцы предпочитают светлые пастельные оттенки, то китайцы выбирают мебель ярких и броских расцветок(красной, оранжевой)

Ближневосточные стили, наоборот, предлагают мебель из дорогих элитных пород дерева, украшенную ручной резьбой,декорированными виньетками либо красочным витражным стеклом.

Для того, чтобы сравнить, какой стиль лучше подойдет для вашей кухни советуем посмотреть следующие видеоматериалы,которые помогут сделать удачный декор кухни в восточном стиле .

Производство

Ковроткачество традиционно предназначено для женщин зимой и вне сельскохозяйственных периодов. Весенняя шерсть ( ярпаги ) используется для вышивки, а осенняя шерсть ( гузем ) – для структурирования и узлов. Прежде чем приступить к обработке шерсти, ее сначала промывают горячей водой, чтобы она была самой грязной. Затем шерсть несколько раз расчесывается на кардочесальной опоре, затем пропускается через прядильное колесо, чтобы намотать шерстяные нити в шар. Окраска шерсти производится из натуральных пигментов, которые сильно различаются в зависимости от региона производства.

Есть два основных типа ткацких станков: горизонтальные и вертикальные. В настоящее время используются в основном вертикальные ткацкие станки (тканые коврики и коврики с узлами).

Школы и стили азербайджанского ковра

Направления различаются по композиции, изобилию мотивов, цветовой палитрой и техникой исполнения.

Бакинская

Охватывает поселения Апшеронского и Хызинского регионов. Основные отличия:

  • по центру шестиконечный либо четырехугольный медальон, удлиненные многоугольники;
  • основной узор – крючкообразные ромбы;
  • по краю расположены различные листья;
  • применение символов – четверка, восьмиугольная звезда;
  • шерстяные нити нежные, ворс средний;
  • краски бежевые, красные, небесные, желтые, горького шоколада.

Гянджинская

Центр этой школы – город Гянджа. Ковры обладают грубым плетением, натуральным высоким ворсом, узором из восьмиугольников. Три медальона расположены в длину. Насыщенные красные, синие, ярко-

зеленые цвета, а также темные коричневые, черные оттенки.

Казахская

Это направление охватывает площади Казахского, Агстафинского, Товузского района. Основными отличиями являются грубое плетение, натуральный высокий ворс, насыщенная цветовая палитра. По центру располагается квадрат и два прилегающих квадратика, на разных тонах фона изображены звезды.

Карабахская

Школа развивалась в двух районах с центром в Шушинском округе. К основным характеристикам можно отнести центральный медальон, реалистичные орнаменты цветочных узоров и приглушенные расцветки.

Кубинская

Центр ковроткачества в городе Куба. Основные отличия:

  • сложные медальоны, вытканные по всей длине;
  • изображен животный и растительный мир, геометрические рисунки и орнаменты;
  • ворс роскошный, упругий;
  • цвета насыщенные, изображения оттенены контрастными тонами – зелеными, оранжевыми.

Ширванская

Формировалась на территориях юго-восточного Кавказа. Ковры Азербайджана характеризуются замысловатым дизайном, включающим элементы домашнего уклада, людей, разнообразных животных, птиц. Применялись зигзагообразные, треугольные и гексагональные рисунки, звезды.

Яндекс картинки

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий