Кубачинское серебро
Кубачи – дагестанское село, расположенное в горной части республики, прославилось на весь мир своим промыслом – изготовлением изделий из серебра. В старину здесь выковывали кольчуги, мечи, копья и кинжалы, которые украшали тонкой резьбой и драгоценными камнями. Свидетельством тому является коллекция кубачинского оружия, подаренная Александром III Британии и выставленная в лондонском музее.
Наравне с оружием кубачинские мастера научились изготавливать великолепное столовое серебро и ювелирные изделия с применением техники чернения. Все изделия создаются исключительно вручную. Шедевры из ценного благородного металла — это результат кропотливого авторского труда мастеров от прорисовки эскизов до гравировки. Каждое изделие имеет индивидуальное клеймо, по которому можно узнать имя мастера.
Изделия лучше его купить на месте. Кубачинский ювелирный комбинат поставляет свою продукцию в фирменные магазины «Серебро Кубачи» в Махачкале. Один из них находится на проспекте Расула Гамзатова, 12 а, а другой вы найдёте на улице Дахадаева, 29.
Также изделия с доставкой по России можно заказать на сайте: www.kubachiserebro.ru
Впереди большая работа
В этой статье мы рассказали и проиллюстрировали множество элементов. Однако это лишь часть существующего многообразия орнаментов. Ниже приведены перечни элементов ковров Южного Дагестана в классификации исследователей:
В наших планах продолжить поиск образцов ковров Южного Дагестана созданных до 1920-х гг. XX века и дополнить наш аналитический разбор большим количеством иллюстраций графических элементов. Всегда рады партнерству с культурными организациями и экспертами.
Благодарим за помощь в подготовке статьи Гулаймат Агабековну Юсуфову, научного сотрудника отдела «Фонды» ГБУ «Дербентский Историко-архитектурный и археологический музей-заповедник».
- Статьи «Ковры и ковровые изделия Дагестана» и «Орнаментальные особенности дагестанских ковров», подготовленные сотрудниками «Музея Ковра» ГБУ «Дербентский Историко-архитектурный и археологический музей-заповедник».
- Гарунова С. М. «Дербентское ковроткачество» в контексте истории этнокультур // Вестник Дагестанского научного центра. 2016. № 60. С. 38–44.
- Гарунова С. М. Художественно-технические характеристики дагестанских безворсовых ковров // Вестник института ИАЭ. 2017. № 2. С. 133-142.
- Дебиров П. М. История орнамента Дагестана. Возникновение и развитие основных мотивом. М.: Наука, 2001.
- Народные художественные промыслы Дагестана. Изд. 3 дополненное. Коллектив авторов. Махачкала: Издательство «Лотос», 2012.
- Чирков Д. А. Декоративное искусство Дагестана. М.: Советский художник, 1971.
Составитель статьи: Елизавета Березина
Одежда и аксессуары
На шоппинг в Махачкале можно отправиться на Второй или Цумадинский рынки. Одежда, сувениры, продукты – там найдется все. В Каспийске отправляйтесь на Городской базар.
Торговые центры
Одежду в Махачкале можно искать на рынках или в ТРЦ. Самые крупные и популярные торговые центры столицы Дагестана:
- 7 континент
- Этажи
- Вегас
- Москва
- Киргу
Европейских брендов особо не ищите – не тратьте время. Покупать подобные вещи в Дагестане не слишком выгодно. А вот товары местного производства посмотрите – качество хорошее.
Национальный колорит
Коллекционерам можно привезти из Махачкалы национальные дагестанские костюмы. В первую очередь, конечно, стоит купить бурку и папаху – без этого невозможно представить наряд горца. Из женской одежды в Дагестане чаще всего покупают красивые шали, расшитые золотыми нитями или бисером. Почти все это легко найти не только в специализированных магазинах Махачкалы, но и на рынках. В Кизляре и Каспийске тоже большой выбор национальных кавказских костюмов.
Серебро
Кубачинские серебряные украшения – отличный подарок из Махачкалы для женщин и девушек. Тончайший металл с резьбой ручной работы выглядит очень красиво. Кстати, цены на кубачинское серебро в Махачкале ниже, чем в Кизляре. Однако стоит оно все равно недешево. Комплект из кольца и пары серег обойдется примерно в 3-5 тысяч рублей.
Огромным спросом пользуется в Дагестане и серебро из Гоцатля. Правда, речь уже скорее не об украшениях, а о посуде, вазах и всевозможных сувенирах. Работа ручная, тонкая, дорогая. Однако все вещи уникальны, поэтому гоцатлинское серебро будут покупать всегда. Найти его можно в специализированных магазинах крупных городов Дагестана.
Виды лезгинских ковровых изделий по технике исполнения
Ворсовые ковры
По-лезгински ворсовый ковёр называется кьалича.
Типы лезгинских ворсовых ковров
Основные разновидности производимых в Дагестане ворсовых ковров по их характерным орнаментальным признакам классифицированы Э.В. Кильчевской, А.С. Ивановым, Г.Н.Казиловым, П.М. Дебировым. Эти исследователи каждому типу ковров присвоили наименование, исходя из названия населенного пункта, традиционного центра ковроткачества, где вырабатывались ковры преимущественно с характерным для данной местности орнаментальным решением. Лезгинские ворсовые ковры, согласно классификации исследователей, перечисленных выше, вместе с коврами некоторых других народностей Дагестана включены в южную группу. К этой группе отнесены следующие типы ковров: «Ахты» (лезгинские ковры нынешнего Ахтынского района); «Микрах» (ковры Микраха и других лезгинских селений нынешнего Докузпаринского района); «Дербент» (ковры татских, азербайджанских и других селений Дербентского района); «Рушуль» (ковры Рушуля, Аркита и других табасаранских селений северной части нынешнего Табасаранского района); «Табасаран» (ковры Хучни, Турага, Халага и других табасаранских селений Табасаранского района); «Хив» (ковры Кандика, Ляхли, Мюжгюля и других табасаранских селений современного Хивского района): «Касумкент» (ковры Орта-Стала и других лезгинских селений нынешнего Сулейман-Стальского района, а также селений Кабир и Икра Курахского района); «Рутул» (ковры рутульских селений нынешнего Рутульского района).
Безворсовые лезгинские ковры
Сумахи (гамар)
Исключительно лезгинским типом ковра является безворсовый ковер «Сумаг». Лезгины такой вид ковра называют гам. Он имеет уникальную плоско-ткацкую структуру и относится к лезгинскому народу. Как пишет исследователь М. Д. Исаев,
В том же труде М. Д. Исаев дает пояснение, что Gr. Levis ошибочно производит название сумах от испорченного названия города Шемахи, с которым производство сумахов не имеет ничего общего.
Согласно определению исследовательницы Т. Хизгиловой сумах – это безворсовая односторонняя шерстяная ткань, гладкая и плотная с лицевой стороны, с выпущенными с изнанки узорообразующими нитями. Каркас ткани выполняется плотным переплетением нитей основы со скрепляющим утком . Лезгинские гладкотканные ковры – сумахи – не имеют аналогов в мире по орнаментальным и цветовым композициям. Как отмечал российский исследователь, член-делопроизводитель Кавказского кустарного комитета А. С. Пиралов, изъ ковровыхъ издѣлій Дагестана особенную славу пріобрѣли безворсные односторонніе паласы, извѣстные подъ назва ніемъ сумаховъ. Это производство имѣется въ южномъ Дагестанѣ, особеннаго же развитія достигаетъ въ Кюринскомъ округѣ. Сумахи этихъ мѣстъ сохранили нѣсколько типичныхъ оригинальныхъ рисунковъ, отличаются весьма художественнымъ подборомъ красокъ, пользуются большимъ спросомъ заграницей. Дагестанская историк-этнограф лезгинского происхождения, профессор С. С. Агаширинова писала, что изготовлением сумагов среди дагестанских народов славились именно лезгины.
В альбоме «Декоративное искусство Дагестана» относительно практичности сумахов отмечается следующее:
Сумахи, помимо практичности, обладают также и высокими декоративными свойствами. Так, в вышеуказанном труде указано, что узор этих ковров всегд очень сложен, строг и геометризован. Центральное поле несет несколько (зависимости от длины ковра) основных медальонов с переходными мотивами и обрамлен широкой каймой. Графичный узор сумаха в многом предопределяется техникой. Контурность и графичность особенно присуще сумахам лезгин, узоры которых, выполненны из ярко окрашенной шерсти, контрастно вырисовываются на серо-голубом или темно-красном фоне. Общий колорит сумахов по сравнению с всем другими коврами чрезвычайно насыщен и состоит из синих, серо-голубых, белых, красно-коричневых и красных тонов.
Ход занятия :
Дети заходят в зал : – Ассаламу алейкум! Здравствуйте!
Педагог – ” На берегу Каспийского моря, на орлиных крыльях тысячалетных гор живут и трудятся народы Дагестана, говорящие более чем на тридцати языках ” – писал о своей родине великий народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Дагестан – край удивительной красоты, родина мудрых и трудолюбивых людей. Здесь издавна получили свое развитие самые различные виды ремесла : художественная обработка металла, резьба по дереву и камню, гончарное производство, ковроделие.
Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Дагестан – страна гор, а на склонах гор лепятся аулы. Каждый аул чем- нибудь да славен. Об этом так красиво писал Расул Гамзатов:
Дети читают стихи :
Кубачи -златокузнецами.
Тайну Кубачинского искусства не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусства в сердце кубачинцы – мастера.
Аул Балхар – гончарным мастерством.
Самые прекрасные кувшины делают из обычной глины,
Так же, как прекрасный стих создают из слов простых.
Табасаран славен ковроткачеством.
Девушки -табасаранки струны ниток разноцветных
Пальцами перебирают, словно музыку играют.
Переливы звуков этих ты увидишь на паркете,
На стенах внутри домов всюду музыка ковров.
Ребята, сегодня я предлагаю вам пойти в гости к мастерице – ковровщице, которая расскажет нам много интересного о коврах, хотите?
Мастерица предлагает детям сесть на ковер, и погладить его ладошками, затем проводит беседу, где она коротко рассказывает о ковровом искусстве Дагестана.
Предлагает поиграть в игру ” Лето – зима”, где дети расставляют цветы теплых и холодных тонов (закрепление теплых и холодных цветов).
(получение дополнительных цветов путем смешивания главных -красного цвета, синего и желтого).
Предлагает помочь ей покрасить нитку. Дети проходят к уже готовым столам, где расставлены стаканчики с водой, краски и кисточки.
Дети смешивая краски получают те цвета, которые говорит мастерица.
Затем дети помогают мастерице сделать эскизы ковров. Дети садятся за столы и начинают делать эскизы. За одним столом рисуют карандашами, за другим столом рисуют пластилином, за третьим столом ниткой.
Дети выполняют работу самостоятельно, под музыку.
Педагог :- Ребята кто закончил работу уберите свое рабочее место.
Подводиться итог занятия.
Была проведена огромная работа, изучена множество техник выполнения данной работы, и детям было очень интересно.
Спасибо за внимание
Дагестанские ковры: история появления и предназначение
Первые упоминания о дагестанских коврах можно встретить в трудах «отца истории» — Геродота. В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев. Ведь, много веков европейцы снаряжали торговые экспедиции в Персию и Китай для того, чтоб привезти оттуда не только шелк, но и ковры. Любой уважающий себя аристократ или монарх имел целую россыпь красивейших ковровых изделий Востока. Кстати, самый древний ковер, который дошел до наших дней, был найден во время раскопок в 1949 году, а сегодня входит в золотую коллекцию Эрмитажа:
Глупо думать, что ковры изначально были придуманы как предмет роскоши. Вначале они имели очень узкий функциональный характер. Подумайте сами, на Востоке в древности проживали, в основном, кочевники. А что самое главное для кочевника? Первое – большая мобильность, второе – быстрое обустройство жилища, третье – защита от климатических факторов, то есть, чтоб было тепло и сухо. Именно ковры в полной мере отвечали всем требования, которые были необходимы для жизнедеятельности кочевников. Понятно, что те ковры очень сильно отличались от того, что мы сегодня видим. Но, это так было положено начало ковроделию.
Уже потом люди поняли, что ковер – это не только защита от ветра, но и способ выделиться среди своих сородичей. Так пришли к тому, что стали ткать красивые и изысканные ковровые изделия. Дальше это привело к тому, что количество, качество и красота ковров определяло уровень богатства человека. Каждый правитель Древнего Востока старался окружить себя дорогими и изысканными коврами, подчеркивая, таким образом, свое превосходство над остальными.
Кстати, знаете ли вы, как в древности в Дагестане проверяли качество изделия? Я где-то читал, что раньше проверка качества ковров проходила в три этапа: 1 – по только, что вытканному ковру пропускали табун лошадей; 2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца; 3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время. Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло свих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу. Вот это были технологии!
Почему настоящие табасаранские ковры ценятся выше персидских?
Можно ли вообще сравнивать табасаранские ковры с персидскими (иранскими)? На самом деле, можно и нужно. Хотя, не нужно умалять качество работы, талант и славу иранских умельцев, но факты остаются фактами. Средняя «продолжительность жизни» персидского ковра равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «проживут» — 300-400 лет. Это в том случае, если «эксплуатировать» по назначению. Да, подчеркиваю, что все вышеприведенные цифры относятся к коврам ручной работы.
В последние годы, к сожалению, качество изготовления табасаранских ковров стало ухудшаться за счет того, что за это дело взялись люди, которые хотят извлечь из этого прибыль. Как нам известно, в таких случаях о качестве и уровне сервиса никто не думает. Хотя, нужно отметить, что до сих пор огромное количество умельцев ткут именно теми способами и методами, которым обучили их деды и прадеды. Процесс изготовления ковров ручной работы практически не изменился.
Мужские и женские орнаменты
Изображаемые на коврах символы условно разделяются на мужские и женские. В каждом из них заложена индивидуальная энергетика или сочетание двух начал – инь и ян.
В восточной культуре одним из главных мужских символов являются бараньи рога. На ковровых полотнах они изображаются в виде прямых линий с небольшим закруглением, либо как два соединенных полукольца.
Образ женственности и материнства – это треугольник, углы которого закруглены внутрь, в вершина срезана. Он приносит в дом счастье, семейное благополучие, изобилие. Изображение лент – также хороший знак, но подходящий больше для девушек, которые хотят удачно выйти замуж.
История азербайджанского ковроткачества
По свидетельствам археологов история ковроткачества на территории современного Азербайджана начинается со второго века до нашей эры. Проведенные раскопки свидетельствуют о том, что территория, которую занимает современный Азербайджан, была центром огромного вида ремесел, хорошо развитыми были сельское хозяйство, животноводство, а так же металлообработка и гончарное искусство. И тот факт, что при раскопках Гультапина обнаружили инструменты ковроткачества, которые относятся к IV-III тысячелетию до нашей эры, говорить о сформировавшемся ковровом ремесле как отдельном виде декоративно-прекладного искусства. Именно, народы северной Мидии, территория Южного Азербайджана, начали первыми использовать ковры не только в быту, но и для украшения интерьеров. По свидетельствам древнегреческого писателя и историка Ксенофонта, именно у них Персы в V веке до н.э. переняли эту традицию.
Когда в 11 веке современная территория Азербайджана попадает под власть Сельджукской империи, начинается тюркизация населения региона (на тот момент это были племена иранские и албанские) в результате миграции тюркских племен. Как результат начинается формироваться азербайджанский этнос, который станет полноценным народом к концу XV века.
Именно с этого столетия объемы ковроткачества доходят до размеров промышленной индустрии. Ковры экспортируются в огромное количество стран, включая западную Европу. О коврах писали английский путешественник XVI века Антони Дженкинсон и голландский мореплаватель XVII века Ян Струйс. Изящные узоры и изысканные орнаменты азербайджанских ковров покорили европейских живописцев. На картинах фламандских, итальянских, голландских художников можно встретить самых ярких представителей азербайджанского ковроткачества:
Ян Ван Эйк Мадонна с ребенком 15 век Ковер «Зейва», Губа
Карло Кривелли The Annunciation with Saint Emidius XV век
Ганс Мемлинг «Мария с младенцем», XVI век, ковер Мугань, Карабах
На протяжении многих столетий территории Южного и Северного Азербайджана становились частью разных государств, различные религиозные и племенные культуры повлияли на формирования определенного стиля азербайджанских ковров. Благодаря этому процессу сформировалось несколько основных центров производства ковров ручной работы, каждый из которых отличался своим особым стилем, как художественным, так и техническим.
Орнаментальные мотивы ковров Южного Дагестана
Местной орнаментике присуща простота форм и минимальная разработка деталей. При этом сюжеты сложны и имеют отчасти символическое значение.
Мотивы делятся на 4 основные группы: геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные.
Геометрические орнаменты — архаичные и наиболее устойчивые. Они состоят из разнообразных форм в виде точек, прямых и зигзагообразных линий, многоугольников, звездчатых форм, крестов, спиралей, меандров. Мастерицы сочетали несколько видов этих элементов и добивались большого разнообразия комбинаций, сложности рисунка.
Ковёр ворсовый. Начало XX века. Дагестан.
Прямые и наклонные кресты или расходящиеся из одного центра лучи являются космогоническими элементами орнамента — схематизированными изображениями солнца и звёзд.
Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан
По словам старожилов Дагестана знаки в виде спиралей и лабиринтов оберегали и защищали жилище от проникновения злых духов, заключали в себе магическую силу. Знак в виде треугольника играл роль талисмана, оберегавшего человека от рождения и до самой старости. Символ, напоминающий крючок или зеркально отражённую латинскую букву «S», означал благополучие, достаток, обилие.
Ковёр ворсовый. Фрагмент. Начало XX века. Южный Дагестан
Растительные мотивы навеяны красотой и многообразием местной природы. Это элементы дерева, ветвей, листьев цветка, букета. При создании орнамента ковровщицы следовали природному распределению линий, которые они видели на реальных растениях.
Сумах. Безворсовый ковёр. Начало XX века. Южный Дагестан. Орнамент центрального поля создан растительными мотивами
Зооморфные мотивы отражают разнообразие животного мира Дагестана.
Ковёр ворсовый, молитвенный. Фрагмент. Южный Дагестан. Начало XX века. В орнаменте ковра встречаются изображения древа жизни и элементы, напоминающие силуэты птиц.
К зооморфным мотивам относятся многочисленные изображения бараньих рогов — «карчар».
Ковёр ворсовый. «Сафар-чечне». Фрагмент. XIX век. Южный Дагестан.
Исследователи связывают стилизованные изображения бараньих рогов с тотемными знаками.
Сумах. Безворсовый ковёр. Начало XX века. Дагестан.На чёрном фоне широкой каймы, между звеньями ломаной линии хорошо видны элементы, напоминающие рога.
На некоторых коврах можно увидеть целые картины, рожденные фантазией и наблюдательностью горянок: деревья с цветами и плодами, фигуры животных, предметы быта.
Ковер ворсовый. XIX век. Дагестан.
Антропоморфные мотивы встречаются в орнаментах ковров в виде схематического изображения человеческих фигур, например, всадников или пляшущих джигитов.
Ковёр ворсовый «Пляска джигитов». Фрагмент.
Особую группу узоров дагестанских ковров составляют орнаменты на коврах, используемых в религиозных практиках. С распространением ислама на территории Дагестана в обиходе местных жителей появляется ковер-намазлык — небольшой коврик для молитвы (намаза).
Считалось, что краями ковра ограничено чистое пространство и, стоя на таком ковре, молящийся уже отделен от окружающей скверны. В орнаменте намазлыка часто встречается символическое изображение михраба (ниши в стене мечети), что символизирует обращение к богу.
Ковер молитвенный. Фрагмент с изображением элемента, символизирующего михраб. Дагестан. Начало XX века.
Важным орнаментальным мотивом молитвенны ковриков считается священное дерево — дерево жизни. Древо жизни объединяет три части мироздания: корни, уходящие в глубь земли, — подземный или нижний мир, ствол и нижние ветви — небо, верхние ветви — рай. Таким образом оно связывает землю и рай.
Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан.
Ход занятия :
Дети заходят в зал : — Ассаламу алейкум! Здравствуйте!
Педагог — » На берегу Каспийского моря, на орлиных крыльях тысячалетных гор живут и трудятся народы Дагестана, говорящие более чем на тридцати языках » — писал о своей родине великий народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Дагестан — край удивительной красоты, родина мудрых и трудолюбивых людей. Здесь издавна получили свое развитие самые различные виды ремесла : художественная обработка металла, резьба по дереву и камню, гончарное производство, ковроделие.
Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Дагестан — страна гор, а на склонах гор лепятся аулы. Каждый аул чем- нибудь да славен. Об этом так красиво писал Расул Гамзатов:
Дети читают стихи :
Кубачи -златокузнецами.
Тайну Кубачинского искусства не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусства в сердце кубачинцы — мастера.
Аул Балхар — гончарным мастерством.
Самые прекрасные кувшины делают из обычной глины,
Так же, как прекрасный стих создают из слов простых.
Табасаран славен ковроткачеством.
Девушки -табасаранки струны ниток разноцветных
Пальцами перебирают, словно музыку играют.
Переливы звуков этих ты увидишь на паркете,
На стенах внутри домов всюду музыка ковров.
Ребята, сегодня я предлагаю вам пойти в гости к мастерице — ковровщице, которая расскажет нам много интересного о коврах, хотите?
Мастерица предлагает детям сесть на ковер, и погладить его ладошками, затем проводит беседу, где она коротко рассказывает о ковровом искусстве Дагестана.
Предлагает поиграть в игру » Лето — зима», где дети расставляют цветы теплых и холодных тонов (закрепление теплых и холодных цветов).
(получение дополнительных цветов путем смешивания главных -красного цвета, синего и желтого).
Предлагает помочь ей покрасить нитку. Дети проходят к уже готовым столам, где расставлены стаканчики с водой, краски и кисточки.
Дети смешивая краски получают те цвета, которые говорит мастерица.
Затем дети помогают мастерице сделать эскизы ковров. Дети садятся за столы и начинают делать эскизы. За одним столом рисуют карандашами, за другим столом рисуют пластилином, за третьим столом ниткой.
Дети выполняют работу самостоятельно, под музыку.
Педагог :- Ребята кто закончил работу уберите свое рабочее место.
Подводиться итог занятия.
Была проведена огромная работа, изучена множество техник выполнения данной работы, и детям было очень интересно.
Спасибо за внимание
Подарки для девушек и женщин
Выбрать сувенир для женщины тоже легко. Это может быть сладкий гостинец — восточные сладости, мед, необычное варенье из кизила, шелковицы, инжира, полезный дагестанский урбеч. Можно приобрести необыкновенно красивые ювелирные изделия местных умельцев — браслеты, кольца, цепи, кулон, перстни. Равнодушной не останется ни одна девушка.
Многие туристы покупают женщинам расписные шали и платки, этносумки из натуральной кожи, керамическую и металлическую посуду, наборы подсвечников, шкатулки. В каждую вещь вложена частичка души и национального дагестанского колорита, поэтому она просто не может не понравиться.
Виды ковров
Основные типы ковров сформировались внутри традиции ковроткачества.
Это три основных категории:
- Войлочные.Рисунки орнаментальные, геометрической формы.
- Безворсовые.— Самый распространенный вариант ковра – сумах, ковер типа циновки. Плотное плетение является пылеотталкивающим, ковер согревает помещение, не давая проникать холоду.— Другой вариант носит название «килим», плетение производится полосами разных цветов. Помимо шерсти может быть использован хлопок, конопляная нить.
- С ворсом.Ворсовые ковры имеют центральную зону со сложным узором, и бордюр, выполненный в виде орнамента. Используются стилизованные изображения животных, растений, людей.
Дагестанский ковер, созданный в одном из регионов республики, отличается от сотканных в других местах. Специалисты по виду ковра могут сказать, где они выделаны.
В целом дагестанские ковры ручной работы – это настоящее произведение искусства, которое может украсить любой дом.
Эстетическое своеобразие дагестанских ковров
На коврах встречаются простые геометрические фигуры, которые компонуются в сложные стилизованные изображения. Часто это растительный орнамент или изображения животных и людей. Гамма цветов отражает оттенки стихий: земли, воды, солнца, огня. Часто используются красные и синие тона. К ним добавляются бурые, желтые и другие.
Композиция ковров
Как правило, композиция строится из двух зон:
- Центральная – это поле с крупными элементами разной геометрической формы.
- Кайма из различных орнаментов, сравнительно небольшая.
Современные изделия, помимо орнаментальных форм, включают пейзажные изображения Кавказских гор, нередко встречаются портреты людей, исторических личностей и современников.
Орнамент
Также интересны узоры табасаранских ковров, из которых можно выделить три основных вида:
Фоновой – узор без одной определенной крупной фигуры, при этом мелкие фигурки заполняют общий фон.
Центрический — орнамент в них сводится к выделению основной фигуры ковра, который называется «медальон».
Каймовый – узор выполнен таким образом, чтоб притягивать внимание человека на «бордюр» изделия. Этот тип орнамента называют также «каймовым».
Рассматривая табасаранский ковер, нельзя не упомянуть и о цвете, к которым тогда прибегали умельцы. Фоном практически всех ворсовых изделий считался вишнево-красный или синий цвет, что должно по идее слишком напрягать взгляд. Но цветовая гармония достигается благодаря применению средних и мелких деталей различных цветов.
Что такое Кавказская тропа
Тропа — это протоптанная дорожка, промаркированная метками, с продуманными местами для ночлега в палатке или селах, до которых не более одного дня пути. Маршрут продуман так, чтобы пополнять запасы еды в селах на пути, с частными небольшими музеями или мастерскими ремесленников. Тропа — это не только про трекинг сам по себе, но и про погружение в культуру и общение с местными.
Жители в селах часто зовут в гости на чай, который превращается в полноценный обед. А в дорогу не отпускают без продуктов. Дагестан удивит гостеприимством, особенно тех, кто никогда не путешествовал по Кавказу. Это отличная возможность попробовать аутентичную кухню региона: дюшпере (суп с пельменями), курзе (пельмени с разными начинками), хинкал (вареное тесто, к которому прилагается набор из вареного мяса, соусов и бульона, бывает аварский, даргинский или лакский), абрикосовую кашу, чуду (тонкая лепешка с мясом, творогом, зеленью или тыквой). У нас в «Самокатусе» выходила статья про дагестанскую кухню.
Жители в селах часто зовут в гости на чай, который превращается в полноценный обед. А в дорогу не отпускают без продуктов
Трекинг — это всегда про взаимодействие с природой: внезапный густой туман или проливной дождь и тут же появившаяся самая яркая радуга в вашей жизни. А может, первая встреча с лисой или шакалом. Не надо пугаться: дикие животные сами боятся людей. Но и специально подходить к ним или подкармливать тоже не стоит. На тропе встречаются ядовитая змея гюрза (надо смотреть под ноги и ходить в высокой обуви), безобидные желтопузики — ящерка в виде змеи, лисы, шакалы, волки, кабаны и медведи (очень мало).
На создание первого участка Кавказской тропы ушло около года. Недостаточно просто нарисовать на картографических сайтах нитку тропы. Для этого нужно пройти маршрут несколько раз самим. Понять, где самые комфортные лесные тропы, проложить их через несложные участки и интересные места. Участники проекта общались с местными жителями, собирая истории этих мест и рассказывая им о своей идее. Сделали тысячи фотографий, которыми проиллюстрируют маршрут тропы на сайте и в приложении (пока в планах). Во второй экспедиции уже протаптывали маршрут, с помощью мачете очищая тропу от борщевика и бурелома, и маркировали.
На сайте «Кавказской тропы» можно скачать трек первого маршрута «Узоры времен» и загрузить в приложения Maps.me, «Яндекс.карту», OSM и другие с информацией о достопримечательностях, местах для ночлега, препятствиях, источниках с водой, магазинах. Можно идти даже без карты и телефона, используя только метки на деревьях и камнях. Основная нитка маршрута промаркирована бело-красно-белыми полосами, за исключением полей и лугов, где маркировка пока отсутствует. Радиальные выходы — бело-зелено-белыми, а альтернативные пути отметят бело-желто-белыми полосами.
На пути практически в каждом селе есть магазины. Ассортимент небольшой, но достаточный, чтобы не тащить продукты из Дербента. Можно идти налегке, запасаясь едой на несколько дней пути. В магазинах продают крупы, рыбные консервы, лепешки или хлеб, сыр, сметану, овощи и фрукты, чай, кофе и сладости. На тропе часто встречаются родники, поэтому с собой достаточно нести не более литра воды. Все источники с водой отмечены на карте.
Водопад Тобот — один из самых популярных экскурсионных объектов Дагестана. Водопад не всегда имеет мощный поток воды: наибольший сток приходится на май-июль, в период таяния снегов и максимальных осадков
Орехи и сухофрукты
Дагестанцы — большие любители орехов и сухофруктов. Мягкий южный климат способствует тому, что здесь произрастает большое количество орехов таких, как:
- абрикосовая косточка
- грецкий орех
- фундук
Абрикосовая косточка. Продают не косточку, а её ядро. Получают продукт путём лущения твёрдой оболочки плода. Абрикосовые ядра применяют в медицине, косметологии и кулинарии. Фруктовые семена, хотя не являются орехами, обладают приятным ореховым вкусом.
Грецкий орех. Его ядра, обладающие приятным вкусом и высокой питательностью, широко используются, как в прямом потреблении, так и для приготовления местных национальных сладостей. На рынках и в магазинах республики можно купить халву, конфеты, торты, пирожные, где присутствует крошка из грецкого ореха.
Фундуком засажены огромные плантации. Орех можно найти в продаже практически везде. Продают орех в скорлупе и его ядра. Из него получают масло, обладающее лечебными свойствами и высокой питательностью приятного вкуса.
Миндаль произрастает на ограниченных территориях. В основном его привозят из соседних стран. Орех обладает особенно приятным вкусом. В молотом виде его используют, как добавку в кондитерскую продукцию.
Кроме местных орехов, можно купить привозные виды такие как арахис, кешью, фисташки, кедровка и пр.
Сухофруктами в Дагестане называют сушёный абрикос, называемый курагой. Фруктовое дерево произрастает в республике в огромном количестве. Плоды собирают, вынимают косточки и сушат на решётках под палящим солнцем. Местная курага в отличие от привозных плодов не обладает красивым видом, зато ей нет равных по количеству полезных веществ. Также здесь продают финики, изюм и чернослив.
История
Основное распространение по миру туркменские шерстяные ковры получили В XIX веке. В это время их начали вывозить в разные страны, поставлять на выставки и т. д.
Особую популярность эти изделия приобрели в Китае и США. Также их по достоинству оценили и в России, однако в нашей стране изделия из Туркмении пользовались спросом еще раньше.
Хоть есть письменные свидетельства о популярности ковров еще в Х веке, на самом деле эти изделия уже давно были востребованы среди жителей других стран. И если в Туркменистане они использовались сугубо для бытовых нужд, то за рубежом ими украшали жилища.
Часто эти изделия называют бухарскими. Дело в том, что основным местом продажи ковров была Бухара. Отсюда и такое название. Впрочем, делались и продавались ковры на территории разных стран. Все-таки изначально технология принадлежала кочевым племенам. Поэтому география происхождения этих шерстяных изделий может быть обширной.