Холщовая ткань: описание, особенности, применение, уход, холст, чем отличается
Не все материалы широко используются для пошива одежды, даже с натуральным составом. Что из себя представляет холщовая ткань? Эту материю еще называют мешковина, а спектр ее применения охватывает декорирование интерьера, рукоделие и хозяйственные нужды. Давайте разбираться в составе, свойствах и правилах ухода за этим материалом.
Описание, применение
Холщовая ткань, холщовка, или холстина — материя с грубым перпендикулярным переплетением волокон, которое сразу бросается в глаза. Производится из натурального сырья и считается одним из самых безопасных.
Нити для холщовки получают из льна — первого волокна, из которого стали производить ткани. Альтернативное сырье — хлопок, джут, конопля, синтетические материалы (полиэстер, полипропилен, полиамид) или их смеси. Холстина на основе синтетики не считается классической, она просто имитирует текстуру (например, ткань канвас).
Интересный факт: К холщовке можно отнести группу материалов: бязь, мешковину, миткаль. Однако традиционная холстина — это полотно, не подвергавшееся отбеливанию.
Натуральный цвет холщовки — серебристый, коричневый или желтоватый, в зависимости от исходного сырья. Полотна отбеливают либо сохраняют им естественный цвет. Встречаются и ярко окрашенные варианты с принтами.
Сейчас холщовка — это материал для декорирования интерьера (занавески, скатерти, полотенца). Она подходит для создания фона, на котором выигрышно смотрятся предметы. Эту особенность используют на выставках и в различных композициях, в фотографировании. Из холстины шьют текстильную обувь, некоторые виды одежды (например, в этническом стиле), материалы для транспортировки (мешки). Ткань незаменима для рукоделия.
История материала
Технология создания холстины известна со времен Древнего Египта. Из ткани первоначально шились плотные туники, портки, домашний текстиль, рабочая одежда. Материал как нельзя лучше подходит для этих целей: он крепкий, дышащий, выдерживает множество стирок и неблагоприятные воздействия окружающей среды.
Холстину применяли для изготовления парусов, обуви, сумок, использовали как упаковку. В зависимости от толщины, на Руси из нее делали тонкие обрядовые полотенца и грубую одежду для труда.
Холст — однокоренное слово для холщовки, и это не случайно. Полотна для художников и эта грубая материя являются родственникам, но у холста более плотное переплетение нитей. Холстина употребляется в живописи с начала 16 века.
Свойства: плюсы и минусы
Рассмотрим положительные свойства холста, сделанного из натурального сырья:
- высокая прочность;
- долговечность, практичность, устойчивость к неблагоприятным условиям;
- экологичность, гипоаллергенность;
- воздухопроницаемость;
- термоизоляция;
- гигроскопичность;
- устойчивость к загрязнениям;
- невысокая цена;
- устойчивость к сминанию;
- декоративность (холстина очень красива в качестве праздничной упаковки сладостей, чая и сувениров);
- не накапливает статическое электричество;
- не скатывается.
Совет! Льняные матери не обязательно утюжить, их можно опрыскивать водой. Через некоторое время складки расправляются сами.
К недостаткам ткани относятся:
- жесткость,
- грязный натуральный оттенок.
Есть несколько свойств, которые можно отнести как к положительным, так и отрицательным. Например, свойство впитывать влагу является плюсом для клинингового текстиля и пошива спортивной и рабочей одежды или обуви, но минусом для упаковочного материала. Натуральный цвет долгое время считался непривлекательным, но современные модные тенденции ввели его в тренд.
Синтетические аналоги также прочные и долговечные, но не обладают свойствами теплоизоляции. Они плохо впитывают влагу (это тоже может быть как плюсом, так и минусом), теряют прочность и плавятся при высокой температуре.
Как ухаживать
Правила ухода зависят от состава материи и ее предназначения:
- Грубую мешковину не стирают, только при необходимости просушивают и вытряхивают пыль.
- Натуральные тонкие образцы из льна и хлопка хорошо выдерживают стирку и глажку на высоких температурах. Возможна усадка изделий. Рекомендуется крахмалить текстиль: так он будет хорошо держать форму.
- Синтетические и смесовые ткани стирают при температуре не выше 30 градусов. Утюжат их на низкой температуре.
- Использование отбеливателей допустимо.
- Полотна с низкой плотностью после каждой стирки становятся мягче.
При выборе материи главный критерий ее качества — прочность. Популярность холщовой ткани объяснима: она натуральная, прочная, гигроскопичная, имеет декоративный внешний вид. Правильный уход гарантирует долгую службу холстины, независимо от его состава.
Стилизованный портрет
Еще одна современная техника цифровой печати, ставшая отдельным направлением современного искусства – создание стилизованного портрета на холсте по фотографии. Такая картина стала очень популярным подарком в настоящее время. Сочетание высоких технологий и традиционного холста позволяет получить портрет, мало отличный от рукотворного. При этом техника исполнения и стиль могут быть разными: от гранжа и поп-арта до шаржа и живописного портрета. Ключевое слово здесь — стилизация. Это значит, что самая обычная фотография превращается с помощью этой технологии в произведение современного искусства.
Где применяется
Изначально ткань использовалась для пошива всевозможного текстиля: полотенца, одежда, белье, занавески, головные уборы. Создавались из нее и более масштабные вещи, например, паруса, обувь, сумки.
Сейчас, мы не испытываем дефицита, поэтому новые ткани практически вытеснили холщовку из нашего обихода. Но все же, есть такие области, где заменить ее не хотят, например:
- Одежда в этническом стиле – этот недорогой и натуральный материал любят многие модельеры. Его используют для создания отдельных коллекций и пошива такой обуви, как эспадрильи. Любители фотосессий в славянском стиле шьют наряды из холста. Да и просто на жаркое лето можно приобрести стильный комбинезон или костюм из этой ткани;
- Hand made – пожалуй, самая распространенная область применения этого материала. Рукодельницы шьют холщовые мешочки, декоративные думочки, сумки, полотенца, кукол, рождественские принадлежности и другие элементы декора. Выглядит все это оригинально и создает особую атмосферу.
Читайте про: Все виды подкладочных тканей..
Многие не знают, для чего нужен холщовый мешок, что это такое и где используется. Холщовый мешочек применяют для самых разных целей. Он входит в состав некоторых крестильных наборов для хранения рубашки, пеленки и других принадлежностей. В таких мешочках продаются сборы трав, украшения, руны. Кто-то покупает их просто для упаковки подарков или для интерьера.
- Шторы – такие шторы делают акцент на уют и натуральность интерьера. Чаще всего в таком помещении использован минимализм, а в качестве материала стен преобладает дерево. Светлые молочно-кремовые тона делают комнату воздушной;
- Мешки для хранения и транспортировки сыпучих грузов.
Особенности живописи на холсте
Прежде, чем начать писать картину, необходимо подготовить основу для картины и инструменты.
- Сам холст, из чего сделан бы он ни был, необходимо закрепить на подрамнике и загрунтовать, если он не огрунтован заранее. Далее вертикально установить его на мольберт — специальную подставку.
- Следующий этап — смешение красок на палитре до получения требуемого оттенка. Краски смешивают специальным металлическим шпателем с деревянной ручкой — мастихином.
- Кисти должны быть жесткими, из упругой щетины. Ими удобно наносить густые мазки и придавать объем.
- Для корректировки и исправлений понадобится резиновый скребок или влажная тряпочка.
Особенности нанесения масла на холст
Каждый слой краски должен быть таким же по толщине, как предыдущий, или немного толще, иначе по картине пойдут трещины. Слой должен полностью высохнуть, прежде чем будет нанесен следующий, иначе изображение смажется и будет выглядеть «грязным».
Продолжительность работы с маслом — не более 12 часов подряд, после чего картину необходимо оставить на просушку. Нет особого требования в порядке нанесения картины, можно начинать работать с любого места. Для того, чтобы оценить сочетаемость цветов между собой, лучше всего нанести самый светлый и самый темный участок и далее оттенки сравнивать с ними.
Нанесение красок на полотно
Упаковка холста для живописи
Если холст упакован —это эстетический и практический плюс. Некоторые производители упаковывают готовые холсты в тонкую прозрачную пленку. По-моем,у это отличное решение. Сквозь такую пленку прекрасно видна поверхность холста, ее можно досконально изучить на наличие дефектов. Степень натяжения ткани сквозь такую пленку, также можно определить: посмотреть не провисает ли холст под пленкой.
Холсты в пленке не пачкаются, их удобно и не страшно перевозить даже в общественном транспорте, они могут стоять в вашем доме или кладовке сколько угодно — пыль им не страшна.
Холст для живописи в прозрачной упаковке
Для меня также важно что бы на подрамнике сразу были обозначены его размеры — это очень удобно, некоторые производители по какой-то причине этого не делают. Подрамник для живописи с указанием размеров
Подрамник для живописи с указанием размеров
У меня был и позитивный и негативный опыт в покупке холстов. К примеру, однажды под влиянием рекламы, я заказала 10 холстов для теста (благо, что не больше), на которых я прочувствовала почти все возможные недостатки некачественного холста и подрамника. Холсты немного провисали, подрамники глухие с острыми углами, и в добавок в нескольких холстах были полосы с дефектами на ткани, да и грунта производители там явно пожалели…
Это займет у вас слишком много времени, может принести совсем непредсказуемые результаты. Если в ваших магазинах есть качественные холсты, покупайте их не задумываясь! Это сэкономит множество вашего времени и средств. Вдохновившись какой-либо идеей, сразу приступить к работе куда эффективнее чем, начинать творческий процесс с не совсем творческих задач.
История материала
Первый льняной холст соткали еще в древнем Египте, а в Европе самая древняя находка датируется 8 веком до н.э. В средней части России более известен был конопляный холст с желтоватым оттенком. По сравнению со льном, это полотно более плотное и грубое, но и более износостойкое. Материал даже был своеобразным денежным эквивалентом — холщовыми рулонами крестьяне платили оброк.
Из конопляного и льняного материала изготавливали разнообразную одежду, домашний текстиль, емкости для хранения и перевозки материалов, сумки, обувь, паруса.
Холст активно используют в живописи в качестве основы для картины. В Западной Европе это произошло еще в 16 веке, когда на смену деревянному основанию пришло тканое полотно, натянутое на подрамник. Но еще раньше древнерусские иконописцы использовали его для небольших икон — «полотенец». Обычно в качестве основы для них брали два отреза холста, склеенных между собой. Обе стороны покрывали специальным составом, грунтовали и использовали для работы с масляными красками.
Особенности холщовой ткани
Полотно, у которого волокна имеют грубые перпендикулярные переплетения, традиционно называют холщовой тканью, а также холстиной или холщовкой.
Полотняное переплетение
Такое переплетение является основным среди схем с различным сочетанием волокон. Оно легло в производство большого ассортимента тканей из натурального и синтетического сырья. Другие варианты переплетений создаются с помощью разных комбинаций из основного вида. Характер применяемого плетения отражается на наружном виде ткани, ее характеристиках (физических, механических, технологических).
В плетении существует понятие основы, образуемой продольными нитями, и утка — из поперечных нитей. Структура ткани состоит в их переплетении. В местах соприкосновения продольных и поперечных нитей образуются перекрытия, в ткацкой схеме они обозначаются символами nF. Под буквами nFO (О — основное перекрытие) подразумевается, что по лицевой стороне материи в местах перекрытия нити, принадлежащие основе, располагаются поверх нитей, относящихся к утку.
При обозначении nFY (Y — утковое перекрытие) получается обратное: продольные нити, именуемые основой, будут перекрываться поперечными нитями, утком. В текстильном производстве переплетения обозначаются схемами, состоящими из 2 цветов. Ряды, расположенные вертикально, состоят их нитей, относящихся к основе, горизонтальные — из волокон утка. Специальная последовательность их расположения соответствует тому или другому виду перекрещивания.
Основные виды перекрытия обозначаются в схеме в виде клеток темного цвета, уточные перекрытия помечаются светлым тоном. Чтение схемы производится в определенной цепи: с левой стороны направо считают нити, принадлежащие основе; нити уточные — с нижней части ткани к верхней. При составлении, прочтении схемы пользуются раппортом .
Это обозначение соответствует числу перекрытий, создаваемых нитями уточными и основными, чередующихся в определенных интервалах. Благодаря раппортам тканевое производство выглядит доступным для понимания. Раппорты с переплетениями нитей основы обозначаются как R. О., а уточных — буквами R. Y. Схему полотняного переплетения считают наиболее простой из всех существующих схем.
https://youtube.com/watch?v=21E1LlQ_Np4
В ней происходит перекрещивание между собой нитей продольных и поперечных в каждом втором перекрытии. Значит, у полотняного переплетения самый маленький из существующих раппортов, почему и принято считать это плетение основой для всех разновидностей схем плетений. Данные правила и легли в основу создания тканей. Именно полотняное переплетение нитей использовано при производстве холщовых тканей.
Материал полотна
Различалось между собой холщовое полотно толщиной и степенью отбеливания. Внешне такую ткань нетрудно определить. Лен был первым сырьем для производства холщовки. Наиболее ценным считался лен белого цвета. Раньше из него шили одежду знати, верховным жрецам. В европейских странах ткань впервые была произведена еще до нашей эры.
На Европейском континенте, в России, сырьем для холстов служил не только лен, но и конопля. Появлялись хлопковые ткани, полотна из джута, синтетические материалы типа полипропилена, полиэстера, полиамида, различных смешанных составляющих.
Ткань, производимая из синтетических материалов (канвас), просто копирует текстуру натуральной материи и не считается принадлежащей к классическому виду. Интересен факт, что холщовкой часто считают мешковину, бязь. Мешковина напоминает холстинную материю. Различия между ними незначительны. Просто мешковина немного мягче и плотнее. Бязь часто производят из холщовки.
Традиционной же холстиной на самом деле называют полотно, которое не подвергалось отбеливанию. Сюда относятся суровые (неотбеленные) полотна из растительных волокон: парусина, миткаль. Естественным цветом холстины является окрас в коричневом, желтоватом, серебристом цвете, что зависит от используемого сырья. Бывает, что холщовке оставляют натуральный цвет, или же отбеливают ее. Встречаются окрашенные ткани, отделанные принтами.
Основа холста: подрамник или картон?
Материя может быть просто приклеена к картонному листу. Положительные стороны:
- Более тонкий и лёгкий, удобнее носить с собой.
- Стоимость ниже.
- Нет опасности провисания. Идеально для новичков.
С другой стороны, отрегулировать натяжение такой основы тоже невозможно. Художники уровнем отдают предпочтение холстам на подрамниках ? реечных основаниях из сосны и других пород. Их плюсы:
- Более быстрое высыхание краски за счёт вентилируемого пространства.
- Подходят для работы за мольбертом.
- Некоторые подрамники поддаются регулировке, если натяжение изменилось из-за разницы температур, воздействия воды или свойств самого полотна.
Говоря о том, какие бывают холсты, важно упомянуть полотна в рулонах. Здесь размер картины неограничен ? художник сам отрезает сколько нужно и натягивает на каркас
На этом можно сэкономить, но далеко не каждый сможет выполнить натягивание качественно. Удобнее всего приобрести готовый холст на подрамнике.
Стилизованный портрет
Еще одна современная техника цифровой печати, ставшая отдельным направлением современного искусства – создание стилизованного портрета на холсте по фотографии. Такая картина стала очень популярным подарком в настоящее время. Сочетание высоких технологий и традиционного холста позволяет получить портрет, мало отличный от рукотворного. При этом техника исполнения и стиль могут быть разными: от гранжа и поп-арта до шаржа и живописного портрета. Ключевое слово здесь – стилизация. Это значит, что самая обычная фотография превращается с помощью этой технологии в произведение современного искусства.
Разновидности, какой холстинный материал используют для живописи
И качества, и назначение материи зависит от природы используемого сырья. По этому признаку ткани разделяют на несколько видов. Про описание ткани дублерин, и для чего она применяется, читайте по этой ссылке.
Льняной
Сырьем служат листья льна. Нити,получаемые из них, прочные и длинные. Льняные ткани не подвержены структурным изменениям, сохраняют зернистость и не вытягиваются.
Полотно используют для пошива одежды, причем не только рабочей или этнической, но и для производства картинного холста самого высокого качества.
Различают 2 основных вида льняного:
- Материал из пряжи длинного волокна –включает более ровную по толщине нить, что обеспечивает зернистость и равномерность.
- Ткань из очеса – короткого волокна,включает утолщения, узлы, утончения. Применяется для производства сумок, обуви, упаковок.
Бортовка
Суровое неотбеленное полотно, изготавливаемое из короткого волокна и очеса. Из-за малой длины нитей материя более склонна к деформации, к тому же обрабатывается кислотой, что тоже снижает прочность. Бортовка не годится для отшива одежды или производства картинного: из-за неравномерности ткань с трудом поддается грунтовке и неравномерно впитывает краски. Как выглядит и что шьют из креп-сатина расскажет этот материал.
Свое применение бортовка находит как подкладочный и уплотняющий материал.
Четкость силуэта классического пиджака или пальто, посадка одежды на фигуру обусловлена жесткостью фиксирующей прокладки. Бортовка отлично справляется с этой ролью.
Пеньковый
Получают из конопляной пряжи. По прочности материал сравним с льняным, однако имеет характерный серый, желтоватый или зеленоватый оттенок. Признаком низкого качества выступает коричневый или желтоватый оттенок. Из-за этого в живописи пеньковые практически не используются.
Пеньковая холстина используется в основном для технических нужд: холстинный мешок, сумки в этническом стиле, разнообразная упаковка.
Для одежды такой цвет мало подходит. Он выступает материалом для характерных интерьерных деталей в стиле эко, этнических стилях.
Джутовый
Изготавливается из волокон джута по обычной технологии. Джутовая пряжа хрупка, соответственно,материал получается легкий, мягкий, сильно склонный к деформации. Увеличить плотность плетения с тем, чтобы получить более прочную ткань, не имеет смысла.
Джутовая холстина применяется только для отшива одежды. Материал имеет мягкий светло-желтый цвет и красивый блеск. Кроме того, ткань легче и приятней на ощупь.
Хлопчатобумажный
Нити хлопчатника заметно ровнее, чем льняные. Это обеспечивает большую ровность самой ткани, с одной стороны, и утрату выразительной фактуры, с другой. Хлопковое полотно тонкое и мягкое, но не такое интересное, как льняное.
Для картин используют только самый плотный вариант – с показателем более 220 к/куб. см, и все равно, такой холст считают неподходящим для серьезных работ. Хлопок боится влаги, склонен к плесневению и гниению. Для одежды хлопчатобумажная ткань подходит больше. Естественный цвет полотна – белый с кремовым оттенком, что делает его прекрасным материалом для постельного белья.
Синтетический
Сырьем обычно служит полиэстровое волокно. Нити очень ровные, структура получается однородной, а материал почти гладким. Искусственное полотно не гниет, не деформируется, не растягивается, исключительно устойчиво к действию воды. Однако, как холст ведет себя по прошествии 50 лет неизвестно, поэтому, как основа для картин он применяется редко.
Структура полиэстрового полотна слабо заметна.
Для одежды, особенно этнической,выпускают ткань,которая имитирует фактуру льняного – канвас, например. Про описание ткани тиар читайте в этой статье.
Комбинированный
Сочетает натуральные и искусственные нити. Чаще всего речь идет о полульняных полотнах, где лен комбинируют с лавсаном или полиэстром. Цвет холстины светлее: нити лавсана белые, а льна сероватые.
В живописи комбинированные стараются не использовать. Натуральные и синтетические волокна по-разному поглощают грунтовку и краску, и холст окрашивается неравномерно. Для одежды и обуви такой вариант вполне годится. Хотя синтетические волокна снижают гигроскопичность материи, они же обеспечивают большую эластичность и легкость. Гладить ткань намного проще.
Какие виды зернистости бывают:
Вы только начали или хотите писать на холсте, возникает закономерный вопрос «как выбрать холст?», в этой статье мы поможем Вам выбрать холст, поговорим о видах холстов.
• «репинский» – холст с переплетением четыре на четыре нити, подходят для больших форматов, меньше подвержены провисанию, придают фактуру мазку;
• крупнозернистый – классический фактурный холст, как правило 3 на 3 нити. Для небольших работ акриловыми или другими красками, которые накладываются тонким слоем, подойдут мягкие и гладкие холсты:
• мелкозернистый (двунитка) – универсальный холст с полотняным переплетением две на две нити;
• театральный – мягкий холст с редким переплетением. Стоит такой холст дешевле других видов переплетения.
Льняной холст:
Если говорить о плюсах льняного холста, то стоит отметить:
• лен не поглощает влагу в отличии от хлопка;
• менее подвержен провисанию со временем;
• не настолько подвержен механическим повреждениям;
А как же минусы? Есть ли они при выборе холста из льна? Есть:
• льняной холст стоит гораздо дороже хлопкового;
• вес его немного больше чем хлопка (если говорить о выставках и отправкой почтой картин);
В нашем магазине вы найдете Отечественные льняные холсты Туюкан. Они подходят для работы масляными, акриловыми, гуашевыми красками. На каждый холст наносится 3 слоя проклейки и 2 слоя эмульсионного грунта, благодаря чему усиливается устойчивость материала к растяжению, он приобретает оптимальную впитываемость — пигмент ложится равномерно и сохраняет яркость на долго. Холсты Туюкан производятся на модульных подрамниках. В ассортименте размеры от 18*24 см до 100*1200 см. Так же мы можем предложить вам льняные холсты в рулоне они готовы к натягиванию на подрамник, при этом можно выбрать для себя любой необходимый размер. Так же можно выбрать не загрунтованный и естественно загрунтовать его самостоятельно. Как? Продается художественный грунт, проклейка для холста, ими и нужно «доработать» холст, но об этом поговорим в другой статье.
Холст из хлопка:
Плюсом выбора холста из хлопка можно сказать:
•цена холста не столь велика как у льняного;
•при хорошей натяжке хорошо и удобно писать на хлопковом холсте;
Если говорить о минусах холста из хлопка, то стоит отметит:
•подвержен накоплению влаги.
•легко подвергается механическом влиянию;
•со временем хлопковый холст может провисать.
В нашем магазине вы так же найдете холсты из хлопка различных размеров от 20*30 до 80*100.
•Холст на картоне – больше подходит для эскизных работ, так же такие холсты используют как палитру
•Холст на модульном(сборном) подрамнике – плюс модульного подрамника в том что его можно подтянуть путем вбивания клинышек в места соединения планок. Дело в том, что большие форматы со временем могут провиснуть. Так же провисанию способствует техника больших мазков. Учтите, после подтяжки холста размер его изменится и старый багет не подойдет.
•Холст на глухом (жестком) подрамнике – плюс этого вида подрамника, его цена. Минус – если понадобится подтянуть холст, то придется перетягивать его полностью.
•Так же холсты бывают загрунтованы и за тем натянуты на подрамник плюсы: Вы можете использовать поверхность торцов, что увеличивает используемую поверхность, минусы: на сгибах таких холстов в грунте появляются микротрещины, как правило, в последствии, на этих местах краска жухнет. Вставить холст с нанесенной краской с краев в багетную раму, не представляется возможным, да и смысла в этом нет
•Есть холсты сразу натянутые на подрамник и затем уже загрунтованы, такие холсты правильно натянуты. В магазине ArterShop такие холсты представлены фирмами Туюкан и Арт.
•Холст в рулоне грунтованный, выпускаются разных размеров, как правило больших форматов.
•Холст не грунтованный, просто ткань.
• холст на подрамнике — вы можете отрегулировать его натяжку, при перевозке можно снять холст, а потом снова натянуть. Холст на подрамнике дает «пружинистость» за счет натяжки во время письма.
• холст на картоне — это тот же холст только приклеен к картону, он тоньше (за счет отсутствия подрамника) и стоят дешевле чем холст на подрамнике. Больше подходит для эскизных работ или как палитра. Такой холст стоит дешевле других.
Сфера применения
ХПП незаменим при всех видах влажной уборки: мытье полов, стен, зеркал, окон, пластиковых, металлических и деревянных панелей, чистки любого полового покрытия, которое боится влаги – ламината, например. Он впитывает не только воду, но и красители, масло и краску.
Нетканый материал применяют как в быту, так и на производстве:
Нетканое годится и для сухой уборки: рыхлая материя легко вбирает пыль и грязь.
Поскольку ХПП устойчив к действию щелочей, с помощью салфеток и ветоши убирают в цехах пищевого и химического производства. Судя по техническим характеристикам ветоши, для уборки любого типа рекомендуется выбирать материал высокой плотности
Для одноразового использования – удаление масла со станка, капель краски, мастики, герметика, приобретают мешковину или низкопрошивной материал.
Низкая теплопроводность обуславливает второе важное применение – тепло- и звукоизоляцию. Материалом утепляют кровли, теплоизолируют трубопроводы и дренажные системы. В частном строительстве его использовать не рекомендуется: он нравится грызунам.
Ватин – материю, скрепленную зигзагообразным швом, применяют как утеплитель при пошиве пальто, курток, ватников.
В мебельной отрасли ХПП выступает наполнителем для мягкой мебели
Им набивают мягкие игрушки. При перевозке хрупких предметов, например, стекла, ХПП играет роль упаковочного материала. На это идет материал с низкой плотностью – 10 мм.
В садоводстве холстопрошивным полотном, брезентом или парусиной, укрывают растения, чтобы защитить их отхолода. Здесь лучшеиспользовать вариант с плотностью в 5 мм.
В частном строительстве его использовать не рекомендуется: он нравится грызунам.
Ватин – материю, скрепленную зигзагообразным швом, применяют как утеплитель при пошиве пальто, курток, ватников.
В мебельной отрасли ХПП выступает наполнителем для мягкой мебели. Им набивают мягкие игрушки. При перевозке хрупких предметов, например, стекла, ХПП играет роль упаковочного материала. На это идет материал с низкой плотностью – 10 мм.
В садоводстве холстопрошивным полотном, брезентом или парусиной, укрывают растения, чтобы защитить их отхолода. Здесь лучшеиспользовать вариант с плотностью в 5 мм.
История материала
Первый льняной холст соткали еще в древнем Египте, а в Европе самая древняя находка датируется 8 веком до н.э. В средней части России более известен был конопляный холст с желтоватым оттенком. По сравнению со льном, это полотно более плотное и грубое, но и более износостойкое. Материал даже был своеобразным денежным эквивалентом — холщовыми рулонами крестьяне платили оброк.
Из конопляного и льняного материала изготавливали разнообразную одежду, домашний текстиль, емкости для хранения и перевозки материалов, сумки, обувь, паруса.
Холст активно используют в живописи в качестве основы для картины. В Западной Европе это произошло еще в 16 веке, когда на смену деревянному основанию пришло тканое полотно, натянутое на подрамник. Но еще раньше древнерусские иконописцы использовали его для небольших икон — «полотенец». Обычно в качестве основы для них брали два отреза холста, склеенных между собой. Обе стороны покрывали специальным составом, грунтовали и использовали для работы с масляными красками.
Икона 19 века на холсте
Особенности выбора и работы с материалом
Холстина – это специфический материал, который может подчеркнуть ценность работы, либо полностью обесценить. Чтобы впечатления не стали неприятным сюрпризом, рекомендовано учесть несколько критериев выбора:
- визуальная оценка. Осмотреть загрунтованную поверхность на наличие подтеков, пятен, трещин, пузырей. Незначительный дефект способен испортить произведение;
- переложить в расправленном виде на ровную поверхность. Качественный холст достаточно тяжелый, поэтому расстояние между углом ткани и основанием не должно превышать 5 мм;
- если полотно натянуто на подрамник, слегка надавить пальцем. Форма восстановится меньше, чем за минуту. Если «вмятина» осталась, полотно не пригодно для использования;
- рассмотреть подрамник. Модульная конструкция не должна иметь внешних дефектов – трещин, заусенцев, царапин, сколов. Бортик не менее 3 мм;
- тест водой. Качественно нанесенный грунт не пропускает жидкость.
История происхождения
Первое подобие холста существовало еще в Древней Греции, когда римляне использовали коноплю для изготовления из нее одежды путем обычного переплетения волокон.
Однако с 16 века европейские живописцы уже начали официально использовать такой материал, как «холст», для живописи. Тогда он изготавливался преимущественно из льна. Эта идея настолько им понравилась, что быстро разошлась по миру, и в 17 веке практически все художники использовали именно этот материал для написания своих картин.
В 19 веке холст начал активно популяризироваться, и европейские реставраторы начали переносить произведения искусства в музеях с деревянной основы на холщовую.
В 20 веке использование холста расширялось, и в церквях его использовали для создания двусторонних икон – «полотенец».
Зернистость холста
Выбирать холст по зернистости нужно исходя из того, что будет написано на картине. Какая техника будет использоваться, много или мало краски вы нанесете, каким будут ваши мазки.
Учесть все особенности при выборе холста, особенно если вы знаете, что ваш творческий замысел может измениться, довольно сложно. Но есть несколько основных видов зерна, которые вам стоит учитывать при выборе холста для будущей картины.
Мелкозернистый холст
Если вы пишите в гладкой технике и наносите краску тонким слоем, мелкозернистый холст отлично подойдет вам для работы. Также, на таком холсте очень удобно писать миниатюрные картины, прописывая самые мелкие детали.
Крупнозернистый холст
Как вы могли догадаться, такой холст – противоположность мелкозернистому холсту. Если вы пишите объемную работу, накладываете много краски широкими мазками – крупное зерно на холсте то, что вам нужно.
Такой холст не провиснет под тяжестью всех тех красок, что вы будете использовать, а только подчеркнет всю прелесть и особенность той техники, в которой вы пишите картину, например, импасто.
Живописный холст
Специальный холст для масляных красок, изготовленный из 100% льна. Как и крупнозернистый, такой холст не растягивается и не провисает даже под несколькими слоями краски.