Преимущества и недостатки натуральных и синтетических ковров
На фото — полушерстяной ковер в интерьере гостиной.
- Шелковые — изделия премиум-класса. Благодаря тонкости волокна узоры на подобных коврах уникальны и детализированы. Их недостатки — высокая цена, отсутствие устойчивости к действию прямых солнечных лучей, необходимость деликатной стирки.
- Трикотажный ковер — достаточно прочный вариант, который можно только пылесосить без применения влаги и агрессивных химических средств. Цена таких изделий доступна, но и срок службы также не очень велик.
На фото — трикотажный ковер на пол в зал.
- Вискозные покрытия долговечны, отличаются насыщенными оттенками, износостойки, но легко впитывают воду, поэтому лучше их не мочить.
- Ковры из хлопка устойчивы к действию влаги, идеальны для комнат, где обитают аллергики. Но они легко деформируются, так как не обладают эластичностью.
На фото — современные ковры из хлопка в гостиную в частном доме.
- Джутовые изделия экологичны, прочны, но меняют свои размеры в процессы высыхания после мокрой чистки.
- Покрытия из полиамида эластичны, пожаробезопасны, прочны. Это яркие изделия, которые отличаются износостойкостью, простотой ухода.
На фото — ковер из полиамида для зала в квартире.
- Полипропиленовые модели устойчивы к попаданию грязи и пыли, они не накапливают такие вещества. Такие ковры могут быть достаточно пестрыми, но их долговечность оставляет желать лучшего.
- Схожие с шерстяными покрытиями полиэфирные изделия просты в эксплуатации и уходе.
Население
Как изменялась численность людей, проживающих в городе можно проследить по истории Коврова. Стремительный приток людей здесь наблюдается с началом строительства железной дороги. В 1856 году здесь насчитывалось более 2000 человек, а за 100 лет эта цифра возросла до внушительных масштабов. В 1959 году официальная численность населения составляла уже более 98 тысяч.
Наибольшая численность здесь наблюдалась в начале 90-х.В это время здесь проживало более 162 тысяч человек. Затем в связи ЧС экономическим кризисом значительно снизилась рождаемость Коврова. Население начало уменьшаться. По последним данным, здесь проживает всего 138 тысяч человек. Сегодня город находится на 128 месте по численности населения в России.
Происхождение ковров
Постепенное распространение искусства ковров на протяжении веков во всем мире оказалось помехой в разгадке тайны происхождения. Однако множество различных фрагментов ковров были обнаружены в ходе раскопок по всему миру. Достоверные свидетельства, полученные из стран Ближнего Востока, свидетельствуют о том, что ковроткачество было широко распространено во втором и третьем веках до нашей эры. Поэтому это место называют колыбелью ковроткачества. Люди мигрировали в районы из Туркестана на Запад, на Кавказ, в Персию, с востока Китая, а потом и в Индию, распространяя эту форму искусства. Кроме того, этот диапазон мест известен как Восточный ковровый пояс.
Марко Поло, венецианский купец и путешественник, путешествуя по Турции, сказал: «Они ткут отборные и самые красивые ковры в мире. Они также ткут шелковые ткани малинового и других цветов, необычайной красоты и богатства, и много других видов ткани».
Как выбрать идеальный ковер
Не только эстетика определяет выбор ковра для комнаты.
Размер
Между большим и маленьким ковром выбирайте большой. Он зрительно увеличит площадь комнаты, к тому же он гораздо удобнее – не скользит по полу с места на место, его легче пылесосить.
Как понять, какой размер ковра нужен:
- Оптимальный вариант – ковер, размеры которого на 30-40 см меньше длины и ширины комнаты.
- На ковер должна умещаться мебельная группа, хотя бы ножками – так он зафиксируется на месте, получится единство композиции.
- Если ковер все же маленький, выступать за пределы кровати или дивана он должен минимум на 70 см – так при вставании ногам будет комфортно.
- В гостиной или в спальне большой ковер – это еще и возможность расположиться большой компанией на полу за просмотром фильма или за настольной игрой.
Орнамент
Однотонный ковер или пестрый? – все зависит от поставленной задачи, нужен акцент на полу или нет.
Однотонный ковер – это нейтральное решение
Он не будет привлекать к себе внимание, точно впишется в интерьер. В этом случае достаточно правильно подобрать цвет
Цветочный орнамент, особенно мелкий, создает ощущение насыщенности в интерьере и, по мнению некоторых дизайнеров, роскоши
Крупные цветы более раскрывают пространство и делают его шире. Растительный орнамент сочетается с интерьером в стиле классика, прованс, кантри, шебби-шик и эклектика.
Дамаск – это орнамент, который создает атмосферу изысканности и помпезности, элегантности. Подходит для стилей бохо, ампир, неоклассика и классика, барокко и эклектика.
Геометрия – самый разнообразный в исполнении орнамент. Это линии, фигуры в разных сочетаниях. Если они крупные, интерьер приобретает воздушный акцент, визуально расширяется пространство, мелкий привносит динамику. Геометрический орнамент можно вписать практически в любой интерьер, особенно присущ лофту, арт-деко, сканди, минимализму, фьюжн и этнике.
Тропический орнамент (растительный) придает интерьеру колорит и делает акцент на себе. Такой сочетается с эклектикой, бохо, этникой.
Природный орнамент, имитирующий природные текстуры (песок, вода, трава, камень, мрамор) сродни однотону – это универсальный вариант, который дополнит стиль ар-деко, эклектику, средиземноморский, сканди, неоклассику.
Материал
На стенах в квартирах наших бабушек висели преимущественно ковры из натуральных тканей. Сегодня много искусственных аналогов.
Натуральные материалы – это шерсть, хлопок, шелк. Они отличаются приятной фактурой, аутентичностью и естественностью даже на вид. Отдельно выделим материалы нового поколения – эвкалиптовый и бамбуковый шелк, модал и тенсел
С натуральными коврами важно вовремя проводить уборку, ведь пыль оседает в волокнах и фиксируется в них. Оптимальный вариант – профессиональная химчистка
Искусственные материалы – это акрил, полиэстер
Их преимущество перед натуральными – больший срок службы и гипоаллергенность, износостойкость. Ковры из искусственных материалов легко очищаются, их можно стирать, цвет они не теряют.
На каком материале ковра остановиться?
- Выбирайте по ощущениям. К натуральным тканям и ворсу прикасаться гораздо приятнее, чем к искусственных, хотя это дело вкуса.
- Для комнат с большой нагрузкой лучше выбирать немаркие ковры из искусственного волокна – при легче воспринимают частую ходьбу и меньше боятся продавливания от мебели.
- Для интерьера, в котором собраны натуральные материалы, искусственный ковер вряд ли подойдёт.
Ворс
Есть ковры почти с гладкой поверхностью, с мелким, крупным ворсом и «лапшой». Принципиальное их отличие – способность задерживать загрязнения и мусор, соответственно удобство уборки.
Чем длиннее ворс, тем сложнее ухаживать за ковром. «Лапша» будет идеальной для спальни, ворс покороче – для гостиной. Но все зависит и от личных предпочтений хозяина квартиры.
Несколько рекомендаций по выбору
В поиске ковра для комнаты придерживайтесь нескольких правил:
- Яркий рисунок размешайте на нейтральном фоне. Ковер с активным орнаментом выбирайте для однотонного напольного покрытия и наоборот – коврик без принта можно положить на яркий ламинат или плитку.
- В одной комнате сочетайте не больше 3 орнаментов. Обои могут перекликаться с ковровым орнаментом, либо его дополнит рисунок на мебели.
- Разрабатывать интерьер можно, отталкиваясь от выбранного ковра. У дизайнеров есть практика обыгрывания какого-то одного предмета в интерьере.
- Зная эти правила, вы легко выберите подходящий ковер для любой комнаты.
Дом-музей В.А. Дегтярева
На улице Дегтярева, 6а привлекает внимание аккуратный домик, представляющий историческую ценность — дом-музей В.А. Дегтярева. В нем с 1924 года жил и работал великий оружейник, доктор технических наук, обладатель многих правительственных наград
Он сконструировал образцы винтовок, пулеметов, которые использовали для оснащения армии более сорока лет
В нем с 1924 года жил и работал великий оружейник, доктор технических наук, обладатель многих правительственных наград. Он сконструировал образцы винтовок, пулеметов, которые использовали для оснащения армии более сорока лет.
Дом-музей В.А. Дегтярева в Коврове
В доме-музее представлены его подлинные вещи: одежда, мебель, токарный станок, фотографии знаменитого оружейника и сведения о его жизни, работе конструктором. Интерьер его мастерской соответствует тому времени, когда он вручную изготавливал детали оружия.
Тряпье и половики
Самодельные коврики-половики выполняются в основном из натуральных растительных текстильных и трикотажных материалов: старых носильных вещей, пряжи, ниток, каната (крученой веревки) или троса (веревки плетеной). Синтетику в ковриках для внутреннего применения следует использовать только предназначенную для носильных вещей из-за того же статического электричества; оно, через ноги босые или в тапочках, очень плохо влияет на здоровье. К имитации натуральных минеральных материалов мы еще вернемся, а о твердой/упругой органике довольно сказанного выше.
Джинса
По всей совокупности качеств лучший материал для напольного коврика – джинсовая ткань, тем более, что старой джинсы в доме нередко скапливается немало. А самый простой способ сшить коврик из джинсов – порезать их на куски нужной формы и сшить с изнанки, слева вверху на рис. Джинсовый половик (справа вверху) будет приемлемо смотреться в любом интерьере, как и джинсовая одежда в любой обстановке, кроме чопорно-официозной.
Внешний вид и способы изготовления джинсового ковра
Если не лень «задать джинсе круче стилю», можно обшить заготовки по краю тесьмой контрастного цвета (слева в середине), такой коврик подойдет в современный интерьер. А для помещений архаично-деревенского дизайна или, скажем, на дачу, из джинсов, распущенных на ленты, можно сплести «бабушкин» половичок, соорудив на скорую руку кросны (см. в конце). Элементарные приемы «бабушкина» плетения показаны на рис. внизу. 2-х джинсовых цветов, лица и изнанки, достаточно, чтобы получить симпатичный узор. За основу пойдет разодранная старая простыня; полосы скручивают в жгуты.
Колготки
Второй класс вещей, по носкости пригодных для коврика – колготки. Как сделать коврик из колготок, см. обучающий ролик ниже:
Видео: коврик из колготок своими руками
Прочее старье
Легкие носильные вещи могут быть пущены на коврик самыми различными способами, см. напр. следующий видеосюжет. Однако, когда их топчут лежачими на полу, износостойкость изделий оставляет желать лучшего.
Видео: как сделать коврики из старой одежды
https://youtube.com/watch?v=C5MtJ9uvhJE
Если исходная вещь трикотажная, скажем, коврик будет из старых футболок, то из нее вырезают куски побольше без швов, кантов и т.п. Карманы спарывают. Затем заготовки распускают на ленты, из тех плетут косы, а из кос шьют коврик, см. рис. Нитки – не тоньше №20. Подшивка основы из техткани обязательна, без нее трико скоро потянется и быстро протрется.
Изготовление лоскутного коврика, сшитого из косичек
Плетение полосок для коврика из лоскута
Для набивных тканей эта техника не годится: по краям лент полезут нитки, а под скрепляющими нитями расползутся дыры. В таком случае заготовку сначала режут на ровные полосы по 5-7 см шириной, каждую ленту – еще на 4 одинаковые полоски, не прорезая до конца. Затем плетут ремешки (см. рис. справа), а из ремешков плетут/ткут коврик по основе из простыни, как «бабушкин» джинсовый ковер. Готовый коврик получается респектабельным: двойная фактура говорит о высоком классе работы.
Здесь возникает вопрос: а как порезать тонкую ткань на ленты одинаковой ширины, тем более узкие? Для этого заготовку (а затем – широкие ленты) складывают гармошкой, разравнивают (прогладить не помешает) и защемляют бельевыми прищепками. Далее понемногу прорезают все сразу перегибы, начиная с конца, а прищепки по мере порезки снимают.
Укладка ковролина
- свободная укладка;
- укладка с использованием двухсторонней клейкой ленты, подкладываемой под края и швы;
- метод ровных краев — закрепление двухсторонней клейкой лентой покрытия вплотную к плинтусам;
- наклеивание с полной фиксацией;
- стретчинг — бесклеевой метод с растяжкой.
Стретчинг
- на ковровом покрытии не должно быть пузырей. При прямой клеевой укладке пузыри могут появиться из-за большой влажности, при неправильном нанесении клея или при недостаточной раскатке ковра;
- желательно, чтобы швы были невидимыми;
- рисунок на ковровом покрытии может продолжаться через шов, поэтому его нужно подгонять по длине, ширине и по диагонали;
- стык полотен должен быть выполнен перпендикулярно окну и параллельно солнечным лучам — так стык будет менее заметен;
- при неправильно выбранной схеме растяжки на ковровом покрытии образуются пузыри и волны. Этого следует избегать;
- через ковролин не должны быть видны дефекты пола (бугры, впадины и т. п.). Неправильная подготовка основания может привести к тому, что ковер будет плохо смотреться и подвергаться усиленному износу в отдельных местах.
Укладка ковролина своими руками
Напомним, что укладку ковролина можно производить на клей и под плинтус. Для профессиональной укладки собственноручно ковролина под плинтус необходимо воспользоваться специальным инструментом:
• приспособлениями для натяжения покрытия
• стретчером с двумя захватами
• приспособлением для раскатки шва.
Технология укладки коврового покрытия проста. Ковролин, подобранный по размеру, раскладывают на пол и располагают по длинной стороне помещения. Покрытие оставляют на некоторое время, чтобы оно распрямилось. Затем с применением приспособлений для натяжения расправляют всю площадь уложенного покрытия, особенно по углам и краям.
Предпочтительнее воспользоваться стретчером с двумя захватами, потому что ползать на коленях и расправлять материал трудоемко и утомительно. С помощью стретчера произвести натяжку покрытия труда не составит.
В местах стыковки двух частей коврового покрытия образовавшийся шов раскатывают также с использованием приспособления, которое не оставляет следов на внешней стороне ковролина.
Как установить плинтус на ковролин, показано в данном видео.
Сумахи
Своеобразный вид безворсовых ковров. Они ткутся в технике обматывания уточной нити вокруг нити основы. В сумахах узорообразующая нить, в отличие от других безворсовых ковров (шадда, верни), поочередно проходит справа — налево и обратно. Накладываясь друг на друга, стежки по всей ширине ковра образуют ряды. Однако в сумахах, в отличие от шадда, верни и зили, ряды накладываются не параллельно, а встречно. Каждые два ряда, в которых стежки уложены встречно — один справа — налево, другой слева — направо, образуют колесообразную структуру «сюнбюль». Изнанка сумахов мохнатая за счет длинных концов обрезанных нитей. Цвета в сумахах изысканные и насыщенные. Композиции, в основном, те же, что и у ворсовых ковров.
Еще одной отличительной особенностью сумаха является то, что здесь, наряду с обычной техникой обматывания — долама, применяется усложненное петельное обматывание. В одних сумахах обе техники вязки чередуются, а в других применяется только усложненное петельное обматывание.
Центрами их производства исторически были Ширван и Куба, причем, в настоящее время их производство сохранилось в Кубинском и в Кусарском районах.
Таким образом, обобщая технологические особенности всех основных видов безворсовых ковров, можно отметить общие, характерные для них аспекты: нить основы очень тщательно ссучивалась, окрашивалась и, в основном, изготавливалась из шерсти. Уток по сравнению с основой ссучивался меньше, чтобы плотно садился на основу. Нижний и верхний утки должны были быть одинаковой толщины. Уток перебрасывался через каждый ряд узорообразующей нити и обязательно должен был быть натянутым, чтобы не просматриваться.
Окраска основы и утка в коврах без ворса часто является данью традиции. В тех экземплярах верни и зили, где узорная нить сплошь покрывает лицевую сторону ковра, основа не просматривается, а значит, и не было необходимости ее красить. Тем не менее, основа в таких коврах тоже окрашивалась в соответствии с правилами древних форм ткачества, когда ковроделие только зарождалось в виде простых тканевых полотен, в которых основа участвовала наравне с утком в формировании поверхности ткани.
Все безворсовые ковры, кроме сумаха, состоят из широкой цельной ткани или же из двух частей. Причем, хронологически оба вида совпадают, как часто совпадают и их орнаментально-композиционные решения. Видимо, первоначально эти ковры изготавливались узкими полосами на горизонтальных станках. Узкие изделия являются характерной особенностью полукочевого ковроткачества. Горизонтальные станки, на которых они изготавливались, легко разбирались и собирались, а начатая на них работа продолжалась без ущерба общей целостности ткани на новом месте, после перекочевки. При необходимости получения широких изделий полосы сшивались. Эта традиция сохранялась и тогда, когда технология ковроткачества позволяла уже производить широкие цельные ковровые полотна.
Именно безворсовые ковры, сохраняя их в себе, наиболее наглядно донесли до нас сформировавшие их древние ткацкие традиции.
Как делают ковры сейчас?
Производство ковров сейчас активно ведется в промышленных масштабах, что в свою очередь существенно удешевило цену подобных изделий. Нетканые ковры изготавливают полностью на автоматизированных станках. Они могут быть из натуральных белковых и целлюлозных волокон. Создаются недорогие модели для массового производства из синтетических материалов, таких как нейлон, полиэстер, вискоза. Это двухполотные жаккардовые, аксминстерские, прутковые жаккардовые ковры. Оборудование, используемое на заводах помогает производить полный цикл автоматизированного создания ковров. Даже пряжа подготавливается автоматически при помощи перегонных, ленточных, сновальных и шлихтовальных машин.
Традиционные узоры
Для килимов характерен древний этнический орнамент. Изначально, когда восточные ковры имели лишь бытовое назначение, тематика рисунков отражала жизненные устои и традиции простых людей. Служили эти тканые изделия и домашними оберегами, если в орнаменте присутствовали изображения тотемных животных.
Данные ковры уникальны тем, что отличаются разнообразием народностей, которые посредством мастерства выражали на ковровых полотнах свои общенациональные символы:
- Для иранских изделий в орнаменте характерны жуки-скарабеи, геометрические фигуры и драгоценные камни. Все это выполняется в сочных оттенках розового, рубинового, изумрудного, синего цвета или оттенка слоновой кости.
- Кавказские модели ковровых покрытий выглядят всегда торжественно и имеют украшение в виде медальона, расположенного в центре ковра. Ковроделы Кавказа традиционно изображают на тканых изделиях орла, который символизирует силу духа и прозорливость.
- Анатолийские ковры славятся такими орнаментами, как женский образ (символ зарождения новой жизни), или рога барана (символ мужского начала, порождающей силы и творческой энергии). Часто в принтах этих полотен присутствует дуальный символ, подобный инь-ян.
- Турецкие образцы килимов изначально применяли в качестве подстилки для молитв, поэтому материалом для изготовления ковровых изделий служит грубое волокно. Для ковров характерен узор по краям и однотонная центральная часть. Излюбленными оттенками являются рубиновый, лазурный, сочно-желтый и коричневый.
- Берберские килимы своим орнаментом больше напоминают ковровую дорожку. Родиной этих ковриков является столица Марокко, Рабат, поэтому другое название тканых изделий — «рабатские». Они лаконичны, имеют незначительный вес и компактные параметры. Килимы Рабата очень практичны, легко поддаются уходу и чистке.
Наиболее разнообразны в плане орнаментов и украшений болгарские и греческие модели ковров. В узоры вплетают цветочные мотивы, драгоценности, виноградную лозу, силуэты людей.
Ткачеством в основном занимаются женщины, используя в работе натуральную шерсть.
Специфика обработки
По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.
С изобретением анилиновых красителей в XIX веке ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция , Китай и даже Европа . Но самые лучшие ковры, например из шелковых нитей – по-прежнему весьма дороги. Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей – хромовые . По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.
Тем не менее, современные технологии позволили уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. Синтетические ковры серьёзно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать.
В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от англ. tuft
– «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.
Химическая чистка
Сделать дома самостоятельно химическую чистку коврового покрытия невозможно, поскольку для этого требуются:
- специальное оборудование;
- специальные реагенты.
Однако ковер необходимо 1 раз в год отдавать в химчистку, чтобы избавиться от грибков и микробов, эффективно удалить пыль и загрязнения.
Сделать дома самостоятельно химическую чистку коврового покрытия невозможно
Как делают химчистку ковров профессиональные клининговые компании:
- Первичная обработка. Промышленным пылесосом мощностью более 1000 Вт ковер чистится.
- Удаляются отдельные загрязнения, пятна. Для этого применяются профессиональные составы, которые ликвидируют даже сложно выводимые пятна крови, жира или краску.
- Химическое средство очистки наносится на всю поверхность ковра и смывается профессиональным полотером, оснащенным насадкой-щеткой с длинным ворсом.
- Моющим пылесосом убираются остатки реагентов и воды.
- Сушка осуществляется при помощи воздуходувного аппарата или на солнце.
Химическая чистка ковра
Элементы «русской избы»
В приоритете в русской избе то, что действительно необходимо для жизни, природное и понятное, а украшения – вторичны.
Предметы мебели – громоздкие и нужные: сундуки, лавки вместо диванов, полки из досок по стенам. Сундук – главный предмет мебели: это и хранилище для утвари и одежды, и место для сна. Поэтому и украшены они с любовью, с применением кованых элементов, резьбы, каменных изразцов.
Непременные атрибуты избы – красный угол для икон и беленая русская печь. Место красного угла – передний свободный угол справа, здесь вешают вышитое полотенце, украшают колосьями пшеницы или искусственными цветами, вешают лампадку.
Бытовые приборы стоит спрятать в специальных шкафах, наподобие старинного буфета. На стол или лавку поставить самовар с трубой, повесить связку бубликов (по желанию), расставить корзинки и туески. Полки украсит глиняная и деревянная посуда, глиняные поделки.
К месту придутся деревянные предметы: ручная прялка, маслобойка. Если в доме грудной ребёнок, к потолку подвешивают люльку, а рыбаки украшают стены самодельными сетями.