Описание
Кружево – это ажурный текстиль без тканой основы. Рисунок формируется переплетением нитей. Особенность полотна в его воздушности, эластичности и сетчатой структуре. Для него характерно чередование ажурного фона и плотного узора, ритмическое строение рисунка.
Ткань выглядит нежно и роскошно. Отлично держит первоначальную форму, мало мнется, комфортна в носке. Чтобы оттенить очень тонкое и легкое полотно, придать контраст, используется подкладка из ткани.
Предназначено кружево для отделки сорочек и белья, как украшение интерьера, для изготовления предметов быта и нарядной женской одежды. Примером таких изделий являются салфетки, узорчатые покрывала и скатерти, дорожки. В качестве декора используются бордюры, прошвы, кружевные ленты, вставки по форме треугольников, полос или квадратов.
В чем привлекательность ажурной ткани:
- интересная, красивая фактура;
- придает одежде праздничный, торжественный вид;
- хорошо драпируется и ложится в изделии;
- не мнется и мало загрязняется;
- отлично комбинируется с другими тканями;
- большой выбор рисунков;
- разнообразие и универсальность применения.
К недостаткам относится сложность и трудоемкость ручной работы. Нежная ткань требует бережного обращения и аккуратной носки, иначе быстро повреждается. Нитки легко вытягиваются, а сеточная основа рвется. Из-за прозрачности и легкости требует использования в одежде многослойности или комбинирования с другими тканями.
Виды по составу
Эффектные, ажурные изделия смотрятся по-разному в зависимости от вида используемых волокон. Для изготовления применяют нити хлопка, шерсти, льна, шелка и металлизированные. Для придания прочности и эластичности добавляют лайкру, эластан, полиэстер.
Текстильная промышленность предлагает полотна в белом тоне и цветные.
В зависимости от состава плетение бывает:
- натуральное;
- синтетическое.
По плотности и ширине
Кружево может быть легким или плотным и прочным в зависимости от рисунка и типа нитей. Производится в виде полос для отделки или сплошного полотна для изготовления нарядов и предметов декора.
Виды по плетению
В зависимости от способа изготовления различают ручное и машинное кружево. Изначально оно было только результатом работы мастериц. С началом широкого применения появилось и усовершенствовалось механизированное производство на специальных машинах.
Ажурный материал классифицируется по технике и географии происхождения. Виды кружев по способу исполнения:
- вязаное с помощью крючка или спиц;
- узелковое, полученное методом макраме или фриволите;
- плетенное на коклюшках;
- шитое в игольной технике или хардангер;
- ленточное.
Сплетенное крючком кружево делится на группы по типу инструмента.
С помощью короткого крючка получают:
- обычное и немецкое;
- брюггское;
- венецианское (гипюр);
- филейное;
- ирландское;
- Ретичелла;
- Вилочное.
Длинным крючком изготавливают:
- викторианское;
- афганское;
- тунисское.
Юбка и блуза конец 19 в:
————————
Период 1890-1914 годов – период модерна
стал временем возрождения кружева.
Благодаря моде воспроизводились практически все виды старинного заподноевропейского кружева по образцам и сколкам из Италии, Фландрии и Франции.
Мастерицы, художники и торговцы кружевом пытались вдохнуть жизнь в эту старую отрасль.
Для создания новых произведений с небывалым прежде рвением отыскивались вес более и более оригинальные приемы давно ушедших стилей.
Наибольшим спросом в это время пользовались все виды венецианских гипюров и их стилизации в виде венецианского ришелье и филе-гипюра; миланское ленточное кружево и относительно близкие к нему технологически сорта баттенберг и пуан-ляс, а так же имитации шитых “королевских” кружев аласон и аратан и стилизация этих двух сортов под названием аржантеллла.
/Б.Шапиро”История кружева“/
————————————————————————————————–
Юбка расшитая вышивкой 1902-1905 гг:
В эпоху модерна изготавливали одежду уже по моде того времени, которая была уже не только для красования, но и более пригодна к носке и не копировала слепо воротники и манжеты прошлых XVII-XVIII веков.
В конце 19-начале 20 веков с развитием промышленности, науки и техники уже начала входить практика – больше сделать – больше продать. Выгода и обогащение становилось на первое место в обществе.
В итоге стала характерна стратегия продажи кружева как заурядного товара, для чего его старались изготовить как можно дешевле, часто применяя одновременно простой рисунок и упрощенную технологию изготовления.
Все больше и больше в продажу входили подделки кружев…
—————–
Шитье-узор из тесьмы
Самый простой способ получить узор — выложить его из готовой тесьмы. В западной литературе этот вид работ называют «ленточным» кружевом и включают в раздел игольного кружева.Таким узором можно отделать многие вещи как в одежде, так и в быту: воротник, манжеты, вставку, рукав, салфетку и проч. Иногда пользуются плоской шелковой тесьмой с маленькими петельками по краям, «сороконожка».Петельки по краям «сороконожки» удобно захватывать иголкой как вручную, так и на машинке, соединяя их между собой.Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделия или, если изделие самостоятельное, от его назначения. Сначала узор наносят на кальку. Затем по линиям выкладывают тесьму и приметывают ее к кальке швом «вперед иголку».В местах пересечения тесьму скрепляют опять же – вручную короткими незаметными стежками швом «назад иголку». Большие просветы заполняют бридами. После наносят украшающие швы.
———————-
Кружево шантильи
Одна из разновидностей французского кружева, ставшая настолько популярной, что повсеместно используется и по сей день — шантильи. Это кружево, сплетенное из черной шелковой нити. Своим названием оно обязано небольшому городку недалеко от Парижа, где в XIX веке начали плести так называемые блонды — еще один вид плетения. Позднее кружево шантильи приобрело популярность, когда его стали изготавливать в Каннах и Байе.
Особенностями шантильи является не только черный цвет, но и сетка в форме сот, а также орнамент, который для более объемного рисунка может менять частоту переплетения нитей. Контуры рисунка также вышиваются более плотной нитью, что делает рисунок выразительнее.
Смотреть галерею
Наибольшую популярность шантильи получило при Наполеоне III, из него шили преимущественно большие вещи — накидки, мантильи, зонтики, юбки.
Бобинное (коклюшки) кружево
Корнями возникновения уходит в бельгийскую провинцию — Фламандию (1717г). Начальная стадия развития попала на сложные времена, происходящие в стране. Несмотря на трудности кружевоплетение стало развиваться и вошло в школьную программу для девочек. Характерен растительный принт. Для плетения сочетаются нити разные по размеру. Один из трудоёмких и дорогостоящих способов кружевного мастерства. В соответствии с этими причинами исчезло из массового производства. Выполняются только индивидуальные заказы. Мастерице для работы нужно несколько нитей, которые накручиваются на коклюшку (в одной работе около тысячи штук). Эскиз наносится на тонкую бумагу.
По контуру закрепляются булавки. Из-за формы скрепления носит название сколки. Заготовки переносятся на подушку, размер которой зависит от предполагаемого изделия. Нити фиксируются в начале изделия и начинается кружевоплетение. В процессе коклюшки убираются или добавляются. Для контурного выделения используется более толстая нить.
По окончании работу снимают с бобины и вынимают булавки. Кружевные наряды пользуются спросом у аристократии и является обязательным аксессуаром для живописцев. В настоящее время ни один уважающий себя турист не покидает страну, не купив стилизованную ажурную вещь.
Кружевные вуали и кружевные свадебные платья
Кружевные вуали и кружевные свадебные платья
стали любимыми для невест во времена Викторианской эпохи и после нее.
Семьи покупали лучшие кружева, которые только могли себе позволить. И они становились фамильными ценностями и передавались будущим поколениям.
Со времен эпохи Ренессанса рукоделие считалось подходящим занятием для женщин и молодых девушек, годами работавших над собственными нарядами, украшенными кружевом, из которых складывалось приданое к свадьбе.
К 19 веку были основаны менее трудоемкие техники создания кружева ручной работы, такие как Ирландское кружево (технически это очень красивое вязание). Эта техника позволила многим с легкостью создавать такие замечательные изделия.
Дальнейшая история французского кружева
Надо отметить, что шитый иглой гипюр, производимый в Алансоне, не только не уступал по качеству итальянскому, но и превосходил его. Рисунок французских кружев был более мелкий, изящный и разнообразный. Мастерицы вышивали не только орнаменты и растительные мотивы, но и фигурки животных и людей. Ими было создано большое количество сеток, служащих основой будущего кружева и позволяющих еще больше разнообразить композицию. Орнамент оплетался не только конским волосом, для более тонкой работы брались даже волосы человеческие. А сами рисунки придумывались выдающимися художниками той эпохи.
В XVII веке на смену гипюру как основе для вышивки приходит более легкий и нежный тюль, а к концу столетия намечается тенденция располагать узор только по краю, все остальное пространство заполняя так называемым «насыпным» орнаментом — россыпью бабочек, цветочков или мушек.
Челночное кружево фриволите
Это кружево получило название от французского слова «легкомысленный», но зародилось отнюдь не во Франции. Это настолько древний вид рукоделия, что его корни не удалось отследить. Однако именно из Франции оно пришло в Россию, где и получило кружево французское имя.
Это челночное кружево, которое плетется руками из узелков. Для фриволите используют более толстые и грубые нити, чем для других видов кружева, и изначально в этой технике создавали преимущественно предметы интерьера — портьеры, покрывала, абажуры. В XVIII веке фриволите украшает и одежду.
Сегодня в технике фриволите изготавливают декоративные элементы костюма, украшения и бижутерию. Для производства фриволите берут толстую шелковую или хлопковую нить и посредством узелкового плетения создают причудливую объемную композицию.
Что это такое?
Шантильи – это сливочный воздушный крем или, проще говоря, взбитые сливки, в которые добавляется сахар и иногда вводятся другие ингредиенты, например, ваниль. Столь изысканное название было дано неспроста: считается, что десерт был изобретён метрдотелем замка Шантийи (Шантильи) Франсуа Вателем, и произошло это в далёком семнадцатом веке. Но историками было выяснено, что словосочетание «крем шантильи» встречается впервые веком позже, и десерт в Версальском дворце продегустировала баронесса Оберкирх. Название же стало символом изысканности, которую олицетворял одноимённый замок.
Погулять в Шантийи
André Le Nôtre (Андре Ленотр) спроектировавший парк Версаля, в 1698 писал comte de Portland (графу Портланду): «Souvenez-vous de tous les beaux jardins en France, Versailles, Fontainebleau, Vaux-le-Vicomte, les Tuileries et surtout Chantilly» (Вспомните все прекрасные сады Франции – Версаль, Фонтенбло, Во-ле-Викомт, Тюильри и особенно Шантийи).
Французский сад символизирует торжество порядка над беспорядком, культуры над пустыней, вдумчивости над стихийностью. Для него характерна театральная постановка, а эффект перспектив призван поразить зрителя.
Сады Шантийи – редкий образец французского сада. При всей его упорядоченности, центральная ось парка смещена относительно замка. Здесь самая большая протяженность водных бассейнов и количество фонтанов. Полная реставрация в 2009 позволила максимально возродить старинные технологии и заново открыть изобретательность гидравлической сети, которая в свое время считалась подвигом, ведь струи воды поднимались на 5 метров! Архитектор садов Ленотр даже изменил русло реки. Grande canal длиннее Версальского на 600 метров (2,5 км).
Англо-китайский сад 1773 г., по проекту Жана-Франсуа Леруа. В саду пять, скромных с виду, сельских домиков, вдохновивших искушенную королеву Марию-Антуанетту на пасторальную ферму в Версале. Изначально домики были окружены садами и огородом (затоптанными революционными массами) – это было и есть место, куда люди приходят отдохнуть после охоты и прогулки, перекусить (есть ресторанчик).
Английский парк между замком и Grandes Écuries (конюшнями) спроектирован в 1819 Виктором Дюбуа. Парк занимает и часть сада Ленотра. Это место наполнено романтикой и лебедями. Cascades de Beauvais (водопады Бове) спроектированы Ленотром.
Челночное кружево фриволите
Это кружево получило название от французского слова «легкомысленный», но зародилось отнюдь не во Франции. Это настолько древний вид рукоделия, что его корни не удалось отследить. Однако именно из Франции оно пришло в Россию, где и получило кружево французское имя.
Это челночное кружево, которое плетется руками из узелков. Для фриволите используют более толстые и грубые нити, чем для других видов кружева, и изначально в этой технике создавали преимущественно предметы интерьера — портьеры, покрывала, абажуры. В XVIII веке фриволите украшает и одежду.
Сегодня в технике фриволите изготавливают декоративные элементы костюма, украшения и бижутерию. Для производства фриволите берут толстую шелковую или хлопковую нить и посредством узелкового плетения создают причудливую объемную композицию.
Где используют
Шантильи использовались для изготовления разнообразных вещей или их украшений. В зависимости от времени кружево применялось в следующих случаях:
- В средних веках изготавливались платки, накидки, одежда из черного кружева и украшения для волос;
- При Наполеоне III в середине XIX столетия материал в основном использовали при шитье больших предметов: мантилий, юбок, пелерин, шарфов, зонтов, перчаток. Изготавливались и небольшие безделушки: носовые платки, наколки, головные уборы, веера и т.д. Благодаря крупному и четкому узору материал использовали и для украшения одежды: кружево пришивали по подолу юбки или собирали складками, обрамляли рукава и вырезы. Интересно выглядели кружевные накидки-вуали, которые прикрывали волосы и лицо.
- В XIX-XX веках в моде были светлые платье, украшенные черными кружевами разных видов, бархатными аппликациями и атласными лентами. Они выглядели довольно «драматично» и придавали владелице трагичную, романтическую нотку.
- В 1940-1950-х многие актрисы кино, играющие «роковых женщин», появлялись на экранах в нарядах, украшенных этим кружевом.
- Сегодня шантильи встречается в коллекциях многих модельеров: Chanel, Prada, Elie Saab, Givanchy, Zac Posen, Christian Lacroix и другие. Бренды нижнего белья, например, «La Perla», регулярно использует кружево.
Важно! Кэтрин Миддлтон выходила в платье с кружевом французской фабрики «Sophie Hallette». Правильный уход за кружевом шантильи поможет сохранить их красоту надолго:. Правильный уход за кружевом шантильи поможет сохранить их красоту надолго:
Правильный уход за кружевом шантильи поможет сохранить их красоту надолго:
При неправильном хранении легко повредить некоторые волокна кружева, что приведет к потере рисунка или распадении самой «сетки»-основы. Хранить кружевные изделия необходимо на расстоянии не менее 1 метра от батареи или другого отопительного прибора. Материал не любит прямого солнечного света, расстояние до осветительного прибора должно быть не меньше 0,5 метров. Также необходимо поддерживать среднюю температуру и влажность на уровне 70-75%.
Не менее важна стирка. Изделия необходимо сперва отряхнуть от пыли и грязи, после замочить на 1-2 часа в теплой воде с разведенной стиральной содой (1 чайная ложка на 10 литров воды). При замачивании лучше поменять воду: при слабом загрязнении достаточно одного раза, при сильном — 2-3 раза
После вещь нужно осторожно отжать и простирать руками в теплой мыльной воде. Тереть изделие нельзя — это испортит кружево. После стирки стоит прополоскать кружево 2-3 раза в теплой воде, затем в прохладной
При стирке кружевного белья или вышивки стоит положить изделия в специальные мешочки, чтобы не повредить их. Салфетки или скатерти можно пришить крупными стежками к белой ткани — это поможет не истрепать кончики, после вещи будет легче сушить и гладить
После стирки стоит прополоскать кружево 2-3 раза в теплой воде, затем в прохладной. При стирке кружевного белья или вышивки стоит положить изделия в специальные мешочки, чтобы не повредить их. Салфетки или скатерти можно пришить крупными стежками к белой ткани — это поможет не истрепать кончики, после вещи будет легче сушить и гладить.
В мире тканей кружево не сдает позиции уже многие века, а шантильи является одним из лучших и самых известных в мире. Его до сих пор используют при шитье платьев, особенно свадебных и вечерних, нижнего белья и аксессуаров.
Зарождение кружева во Франции
Вслед за Италией и Бельгией Франция становится третьим европейским государством, в котором зарождаются высокие стандарты и традиции кружевоплетения. В XVI веке мода на кружево во Франции становится очень устойчивой благодаря королевам Екатерине и Марии Медичи. Обе они были итальянками и из своей страны привезли любовь к кружеву. Екатерина даже пригласила из Италии художника по фамилии Винчиоло, который создает большой сборник узоров кружев, на тот момент существующих в мире.
Именно Италия, как родина кружева, поставляла ажурное плетение с модным тогда орнаментом ретичелла во Францию. Безусловно, стоило такое кружево баснословно дорого и было доступно только самым богатым французам.
Естественно, стремление парижских модниц иметь дома подобное производство было велико. И уже в середине XVII века в Алансоне появляются мастерицы, которые пытались повторить технику венецианского кружева.
Даже министр финансов не остался в стороне от проблемы. Он понимал, что деньги уходят за границу, а в производстве ажура лежит золотая жила. Он сделал Алансон центром ремесла. Более того, в своем замке он создал подобие школы, куда выписал из Венеции 30 мастериц для обучения местных девушек искусству плетения.
Смотреть галерею
Однако Италия не готова была делиться своими секретами мастерства с другими странами. Как и стеклодувы, кружевницы преследовались итальянскими властями, и вскоре мастерицы вынуждены были покинуть Францию. Однако они успели научить ремеслу француженок, и всего через год министр финансов представил королю первое местное кружево. Французское рукоделие впечатлило короля, и он распорядился не заказывать более кружево из других стран. Все обязаны были являться ко двору только в изделиях местных мастериц.
Где используют кружево шантильи
В 40-50 годах прошлого века кинозвёзды часто появлялись в фильмах в наряде, украшенном этим кружевом. Сейчас шантильи применяется для украшения дорогих эксклюзивных нарядов, при изготовлении готовых платьев.
Основные производители этого материала сотрудничают с известными по всему миру домами мод. Производители нижнего белья нередко используют шантильи при создании элегантных и уникальных комплектов.
Из этой ткани делают блузки, топы, юбки, коктейльные, вечерние и свадебные платья. Платье Кейт Миддлтон на свадьбе было украшено кружевом Sophie Hallette – это ведущий производитель подобных изделий.
Популярный вариант нарядов – верх из кружева, низ из другой ткани, или наоборот. Варианты:
- кружевная блузка и простые брюки; ажурный лиф платья и низ из тонкого шёлка; однотонная майка из хлопка и плетёная юбка; джинсы и кружевная обувь без каблука.
Шантильи применяют для декорирования домашнего текстиля:
- комплекты постельного белья; салфетки, платочки; скатерти.
При желании и наличии свободного времени можно самостоятельно украсить приятные домашние мелочи.
Как раньше, так и сейчас, дорогое кружево применяют для украшения интерьера и мебели. Это далеко не всем по карману, но и выглядеть такая комната будет богато и утончённо.
В продаже можно встретить французский гипюр, изготовленный в технике шантильи. Это прочный, но тонкий материал, подходит как для создания платья на свадьбу, так и для изготовления вечернего наряда. У гипюра шантильи присутствует растительный двухсторонний рисунок. Края обработаны особым способом и похожи на реснички.
Сейчас его производят машинным способом преимущественно из синтетических волокон. Обычно это 100% полиэстер либо с добавлением нейлона. Бывают варианты с большей частью искусственного шёлка. Встречается смесь полиамида и хлопка. Иногда делают из 70-80% хлопка также с добавлением нейлона. Часто можно встретить и варианты наоборот – большая часть нейлон, остальное хлопок. Бывает с добавлением волокон «район» – особых вискозных нитей. Для блеска добавляют люрекс.
Трудно найти в свободной продаже изделия ручной работы. При этом они стоят дорого и производятся в основном из шёлковых нитей.
Воздушное нежное кружево требует особого ухода:
Тончайшее бельё замачивают в чистой тёплой воде без мыла. Её меняют два или три раза. Проблемные участки застирывают хозяйственным мылом, оставляют так на 30 минут, и прополаскивают. Затем немного средства для стирки разводят в воде и взбивают в пену, замачивают там ненадолго изделие. Не трут, не мнут – просто полоскают в чистой воде. Бюстгальтер замачивают в растворе деликатного моющего
Плечики и чашечки осторожно трут мягкой щёткой. Прополаскивают и не отжимают, чтобы не испортить форму
Вешают на плечики в расправленном виде до высыхания. Платье кладут на дно ванны и некоторое время поливают душевым шлангом. Хозяйственным мылом застирывают стратегически важные места – подмышки, воротник, рукава. Снова поливают душем. Замачивают на 2 часа в воде с добавлением моющего средства с антистатиком. Участки с вышивкой и стразами протирают новой губкой для посуды. Выполаскивают дважды и вешают на плечики до высыхания, чтобы не деформировалось и не было мятым. Пятна выводят хозяйственным мылом. Нужно смочить брусок и потереть им испачканный участок. Затем прополоскать сначала в тёплой, потом в холодной воде и высушить. Занавески сушат растянутыми, рекомендуется делать это на рамке. Сухие шторки окажутся ровными, гладить их не нужно. Другой домашний текстиль закатывают в хлопковую простыню минут на 20 и после этого гладят. Платья с французским кружевом из хлопковых волокон и кружевной трикотаж утюжат с изнаночной стороны через влажную марлю. Вещи с рельефным орнаментом не отпаривают, чтобы не потеряли форму. Воротнички сначала крахмалят специальным средством. Затем немного подсушивают и гладят носиком утюга. Домашний текстиль утюжат с изнанки сквозь тонкий хлопок
Нельзя отступать от правил ухода, иначе нежное тонкое кружево быстро испортится.
Шантильи – это тончайшее уникальное кружево с историей в несколько столетий. Оно придаст наряду красоту и утончённость. Вечернее или свадебное платье будет выглядеть элегантно и дорого.
Шантильи — от истории к современности
Технический прогресс дал шантильи новый толчок популярности. Появилась возможность шитья кружева машинным способом, что сделало его доступнее. В начале XX века платье, состоящее из светлого чехла и верхнего слоя из шантильи, становится очень модным во всей Европе. К нему добавляют шелк и черный бархат для большего драматизма образа.
С появлением кинематографа шантильи становится спутником кинодив — Ава Гарднер, Марлен Дитрих, Рита Хейворт используют драматический и роковой характер, которым обладает это кружево.
Французский шарм шантильи не забыт и современными дизайнерами. Его можно встретить в вечерних туалетах от «Прада», Валентино, Эли Сааб и других ведущих дизайнеров.
Кружево шантильи
Одна из разновидностей французского кружева, ставшая настолько популярной, что повсеместно используется и по сей день — шантильи. Это кружево, сплетенное из черной шелковой нити. Своим названием оно обязано небольшому городку недалеко от Парижа, где в XIX веке начали плести так называемые блонды — еще один вид плетения. Позднее кружево шантильи приобрело популярность, когда его стали изготавливать в Каннах и Байе.
Особенностями шантильи является не только черный цвет, но и сетка в форме сот, а также орнамент, который для более объемного рисунка может менять частоту переплетения нитей. Контуры рисунка также вышиваются более плотной нитью, что делает рисунок выразительнее.
Наибольшую популярность шантильи получило при Наполеоне III, из него шили преимущественно большие вещи — накидки, мантильи, зонтики, юбки.
Видовое разнообразие
Ажурный материал отражает традиции и мастерство кружевниц, способствует самовыражению и подчеркивает индивидуальность.
Французское кружево
Материал стал широко применяться благодаря Екатерине Медичи, которая надела кружевной свадебный наряд. Она ввела моду на орнамент ретичелла. Французское кружево все так же популярно, является атрибутом показов одежды pret-a-porte.
Кружева Алансонии
Мастерицы нормандской провинции создали кружево, признанное наследием ЮНЕСКО. Его плетут на основе тончайшей сетчатой ткани, на шестигранные ячейки которой наносится вручную цветочный рисунок и растительный орнамент. Контуры узора оформляются конским волосом. Технология очень трудоемкая, ведь на 1 см2 ажурного полотна нужно затратить почти 5 часов. Современное производство использует машинное плетение.
Ирландское кружево
Такие изделия отличаются изящной красотой и неповторимостью. Используется ручная техника, основанная на создании отдельных элементов (листиков, лепестков). Потом они соединяются в цельное полотно с помощью крючка. В работе участвует несколько мастериц. Чаще всего это семейное производство.
Бобинное (коклюшки) кружево
Такой вид плетения появился во Фламандии, одной из провинций Бельгии в конце XVIII века. Техника считается слишком трудоемкой и не получила широкого распространения. Ажурное полотно стало символом региона и охотно приобретается туристами. Кроме того, живописцы используют его в своем творчестве.
Акцент делается на растительный принт, а нити подбираются разного размера. Рисунок наносится на бумагу и заполняется сразу несколькими нитями, которые фиксируются накручиванием на коклюшку. Контур отмечается булавками (сколками). Потом заготовка переносится на подушку, которая соответствует размеру изделия. Нити фиксируются, а количество коклюшек в процессе работы убывает или прибавляется. По завершении кружевоплетения снимаются бобины и булавки.
Полученное на коклюшках кружево различают:
- численное с геометрическим рисунком. Получается количеством переплетений, когда нет подготовленной схемы;
- парное – узор и фон плетутся одновременно с преобладанием геометрических элементов.
- сцепное – фрагменты рисунка напоминают тесемки, которые потом соединяются «сцепками» или «решётками» с помощью крючка. Здесь больше растительных мотивов.
Для парного и сцепного кружева используется рисунок, наколотый на картоне. Точки узора отмечают булавками, которые оплетаются нитями и формируют орнамент.
Шантильи
Название связано с городком, где работали мастерицы, создавшие уникальное кружево. Популярным оно стало еще в эпоху Наполеона. Это черные кружева, признанные классикой с узором решеткой. Техника плетения применяется для отделки пелерин и шалей, накидок и зонтиков. Шиком считается платье из чёрного кружева на белом чехле. Шантильи ценился королевскими особами.
Гипюр
Появился в Венеции. Применяется при создании одежды, для украшения мебели и интерьера. Классифицируется на несколько видов: на сетке, классический, стрейч, трикотажный.
Кружево во всем своем многообразии
Кру́жево — декоративные элементы из ткани и ниток. Общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей.
Но, что же стоит за этими незамысловатыми несколькими буквами «кружево»… А, ведь это целый мир — великолепный, неповторимый, чудесный в своем многообразии! Сама я очень люблю этот благодатный и очень красивый материал, и едва ли не в каждой своей работе использую плетеное или вязанное кружево. Существует не только кружево из нитей, но и кружево металлическое, ювелирное и даже бумажное. Несколькими любопытными фото я и хочу поделиться с вами.
Начну, пожалуй, с плетенного вологодского, вятского и елецкого кружева (основные кружевные центры России).
«Вологодское кружево» — это всемирно известный бренд, бережно хранящий вековые традиции ручного кружевоплетения. Как и несколько веков назад, он олицетворяет славу российского кружева, его безупречное качество и стиль.
К слову сказать — в прошлом столетии работа художника по кружеву ценилась так же высоко, как труд ювелира.
Несколько слов хочется сказать о кружеве шантильи, так мной любимом
Своим названием это кружево обязано небольшому городку Шантильи, что на север от Парижа. Именно там впервые появились тончайшие кружевные изделия, созданные из черных шелковых нитей.
Справедливости ради, нужно отметить, что первыми освоили мастерство кружевоплетения итальянки. Во Францию традиции кружевоплетения проникли из Италии во время правления двух королев из семейства Медичи — Екатерины и Марии. Итальянские мастерицы многому научили француженок, но те, в свою очередь, привнесли свои традиции. Ведь не зря Франция слывет законодательницей мод. В изготовлении кружев в том числе.
А теперь несколько фото с кружевами совсем иного плана — деревянное кружево.
И в заключение хочется немного рассказать об еще одной кружевной разновидности — металл.
Мастера, использующие скань (или финифть, это кому как больше нравится), изготавливают уникальные ювелирные украшения, нанося на металлический фон определенный узор или рисунок. Тонкие линии наносятся на поверхность изделия различными металлами, часто драгоценными. В старославянском языке слово «скань» определяется, как то, что «свито вместе, скручено». Чаще всего в технике скань применяют цинк, алюминий, медь, олово и сталь и разнообразные сплавы, ну, и конечно золото и серебро.
Всем вдохновения и неиссякаемой творческой энергии!
Производство современного французского кружева
Современные технологии позволяют создавать кружево машинным способом, что сделало его доступным и весьма привычным декоративным украшением костюма. Однако и сегодня есть производители, которые создают рукотворные шедевры, так, как это было в XVII веке — настоящее французское кружево. Цена его достаточно высока, но и качество непревзойденное. Такое кружево создают например, в мастерских SOPHIE HALLETTE и RIECHERS MARESCOT и их кружево, как и 200 лет назад, это предмет роскоши. «Барберри», «Гуччи» и другие модные дома шьют из их кружева наряды. Его носит Кейт Миддлтон и королева Елизавета.
Есть и более доступные производители, например, сегодня в России можно купить готовые кружевные наряды, произведенные по технологиям, повторяющим французское кружево. Индонезия тому пример — именно эта страна производит одежду под маркой «французское кружево».
Несмотря на обилие видов кружева, существующих во всем мире, в том числе и в России, именно кружево французское уже много веков продолжает оставаться образцом элегантности и утонченного стиля.
Область применения
Благодаря своей декоративности и изысканности, а также массе других достоинств, гобеленовая ткань неизменно вдохновляет дизайнеров различных направлений на воплощение самых смелых идей. Этот материал используют в следующих сферах:
- производство кресел, диванов и прочих видов мягкой мебели;
- изготовление интерьерных аксессуаров (шторы, покрывала, подушки, картины, ковры, декоративные панно);
- пошив одежды.
Относительно последнего из указанных путей применения гобелена, фэшн-индустрия надежно застолбила свое право на использование этой ткани в создании потрясающих костюмов, платьев, сумок, косметичек, поясов и обуви.
Что собой представляет румынское кружево
Основным отличием изготовления является использование вязаных шнурков, из которых складывают узор.
Обратите внимание! Умение вязания элементарных деталей доступно для непрофессионалов. Выложенные по шаблону шнуры закрепляют на тканевой основе и приступают к узорной обвязке по выбранной схеме
Готовое изделие отсоединяют от макета
Выложенные по шаблону шнуры закрепляют на тканевой основе и приступают к узорной обвязке по выбранной схеме. Готовое изделие отсоединяют от макета.
Техника соединения разных видов шнуров уже включает творческий подход к исполнению кружевного искусства. Использование элементов различных способов шитья или вязания отличает виды узорного искусства.
Техники исполнения кружева разделяются
- на коклюшках;
- плетеное челноком (фриволите);
- шитое (нежное игольное, хардангер с вытягиванием нитей);
- узелковое (макраме);
- вязаное на спицах, крючком;
И многие другие имеющие национальные особенности.
Изготовленные при помощи пряжи, крючка и иглы румынские кружева не уступают шедеврам мировых модельеров.
Оригинальный кружевной воротник
Свойства гобелена
Плотность
Это особо важное свойство гобелена во многом влияет на показатели следующих характеристик:
- прочность;
- долговечность;
- износостойкость;
- сминаемость.
Плотностью гобелена предопределяется сфера его применения. Так, для штор, обивки мягкой мебели, покрывал используется материал с показателем в пределах от 250 до 350 г/кв.м. Для пошива одежды подойдет ткань малой плотности – всего лишь до 180 г/кв.м.
Сминаемость
Гобелен обладает хорошей стойкостью к образованию складок. Тому, что ткань практически не мнется, немалым образом способствуют свойства волокон, способ переплетения и плотность ткани.
Цветоустойчивость
Это явный плюс гобелена. Немаловажную роль в его проявлении играют качества окрашенных в разные цвета синтетических нитей. Тем не менее, при воздействии прямых солнечных лучей может происходить выцветание ткани.
Что это такое?
Шантильи – это сливочный воздушный крем или, проще говоря, взбитые сливки, в которые добавляется сахар и иногда вводятся другие ингредиенты, например, ваниль. Столь изысканное название было дано неспроста: считается, что десерт был изобретён метрдотелем замка Шантийи (Шантильи) Франсуа Вателем, и произошло это в далёком семнадцатом веке. Но историками было выяснено, что словосочетание «крем шантильи» встречается впервые веком позже, и десерт в Версальском дворце продегустировала баронесса Оберкирх. Название же стало символом изысканности, которую олицетворял одноимённый замок.