Содержание
В Монгольская империя Это была самая большая из империй, состоящих из непрерывных территорий, и вторая по величине в истории. Его создателем был Чингисхан, которому в 1206 году удалось объединить различные монгольские племена и начать процесс территориальной экспансии, начиная с региона, который в основном совпадает с современной Монголией и областями Сибири.
Этому кочевому народу удалось доминировать на территории, достигающей более 30 миллионов квадратных километров. Во время наибольшего расширения он включил такие важные регионы, как Китай, Персия, Месопотамия, Россия и часть Восточной Европы.
После смерти Чингисхана имперская территория была разделена между его сыновьями, хотя все они находились под властью единого лидера, Великого хана. Хотя он все еще продолжал расширять свои владения, начали проявляться некоторые признаки упадка, которые приведут к его разрушению в 1368 году.
В своих военных кампаниях монголы сочетали использование террора для подавления врагов с терпимостью к тем, кто не сопротивлялся. Они также придавали большое значение торговле и пользовались тем фактом, что через их земли проходили некоторые из самых важных торговых путей в мире.
Национальный характер и ценности
О традиционных ценностях страны можно судить по ее народному творчеству. Монголы издревле имели свободолюбивый и независимый нрав, почитали свою родину, с особым уважением относились к родителям.
У этого народа очень сильно развито гостеприимство. Человеку, пришедшему в гости, даже если это просто незнакомый путник, обязательно предложат сытный и питательный цай — монгольский традиционный чай с молоком и солью
Этот напиток, похожий больше на суп, способен и утолить жажду, и насытить на долгие часы, что так важно в степи
Монголы бережно относятся к животным. Животное дают им пропитание, одежду, предметы быта. Главный символ Монголии — это лошадь. На ней кочевник проводит всю свою жизнь, поэтому к лошади у монголов особенное отношение. Детей сажают на лошадь с самых ранних лет.
4.Арабский халифат. 632-1258
Кочевые племена скотоводов, обитавших на Аравийском полуострове, удалось объединить основателю ислама Мухаммеду. Он за сто лет превратил эти территории в одну из сильнейших держав мира.
Ими были захвачены Ближневосточные регионы, отдельные области Закавказья, Средней Азии, Северной Африки и Испании. Все эти земли объединились в теократическое исламское государство Арабский Халифат. Он известен в истории как «Золотой век ислама» — время расцвета исламской науки и культуры.
Здесь сформировалось государственное право — шариат. Оно являлась частью религии и строилось на Коране, Сунне, Иджма, Фетва – все это религиозные сборники изречений Мухаммеда, легенды и сказания. Право определяло деятельность людей, как «божественное откровение», где человек не в праве сам определять свои поступки.
За Халифатом умышленно закреплялся статус воинствующей церкви. Для этого халиф Умар I не позволял своим воинам иметь земельные владения на захваченных территориях, чтобы не поощрять мирные настроения, присущие землевладельцам.
В середине VIII века от империи отделилась Испания, в следующем столетии из-под власти Халифата ушел Египет, Центральная Азия, Иран и Афганистан.
Нападение турок-сельджуков в XI стало пагубным для империи, но полным разгромом для государства стало нашествие монголов, которые получили доступ в страну по просьбе самого Халифа Ан-Насира, желавшего с помощью Орды расширить границы империи.
Ковроделие сегодня
В наши дни ковры ручной работы широко применимы в быту: их используют для утепления помещений, они также играют важную роль в качестве элемента декора. Шерстяные ковровые изделия устойчивы к сырости и сухому воздуху, что во многом определяет их популярность среди многих народностей нашей планеты.
Изготовление ковров ручной работы всегда было обязанностью женщины. Раньше женщина сама обрабатывала и очищала шерсть, после чего ткала и красила ковры. На протяжении долгих лет женщины совершенствовали искусство ковроделия, постоянно варьируя орнамент и колорит ковров. Качество коврового изделия во многом было показателем умелой и хозяйственной невесты.
В наши дни в России изготавливаются большое количество ковров самых разных типов. Ковроделие до сих пор является приоритетным промыслом для жителей гор, в частности, для чеченцев и дагестанцев. Старинные традиции ковроткачества остались в некоторых областях страны (своими коврами знамениты Курская и Тюменская области).
В течение долгого существования художественного промысла выработались разнообразные типы ковровых изделий, композиция и орнамент которых напрямую зависит от методов их производства.
Основа художественного оформления ковровых изделий представляет собой единство таких составляющих, как композиция, орнамент и колорит. Как правило, общий колорит ковра ручной работы определяют один или два доминирующих цвета. В ковровых изделиях может быть задействовано до тридцати цветовых оттенков.
Процесс изготовления ковров дает возможность до бесконечности изменять не только изображения, но и их цветовое решение. Небольшое изменение в соотношении цветов придает коврам ручной работы новые декоративные эффекты.
Сегодня женщины, работающие на фабриках, придают изделиям новое художественное звучание. Композиции ковров стали более разнообразными, а расцветки получили более широкую цветовую палитру. Интерес представляют изделия с разнообразными геометрическими узорами, которые заполняют все поле декоративными ромбами.
Большим многообразием характеризуются композиции и колорит цветочных ковров различных видов. Растительные мотивы такой продукции получают изысканную моделировку форм, а колорит отличается большим богатством оттенков. Вся работа по производству ковровых изделий осуществляется с учетом традиций русского народного художественного ковроткачества.
Типы ковров ручной работы
Войлочные ковры
Существуют два типа войлочных ковров: валяные изделия и ковры с мозаичным узором. Большинство современных исследователей склоняются к мнению, что выделка валяных изделий предшествовала производству мозаичных ковров.
Для выделки коврового изделия с валянным узором применяется расчесанная и предварительно окрашенная непряденая шерсть. Как правило, узор выкладывается с помощью цветной шерсти, а уже во время валки группы шерстинок разных цветов связываются друг с другом, что обеспечивает прочность ковра, а также гармоничный синтез узора и фона. Подобная техника производства предоставляет возможность получать ковры, отличающиеся своим высокими эстетическими качествами.
Мозаичные войлочные изделия изготавливаются с помощью вырезанных разноцветных элементов, которые сшиты согласно композиции ковра. Обычно места стыков форм зашиваются тесьмой, которая может быть однотонной или иметь несколько разных цветов. Так как рисунок выделывается из готового войлока, а затем сшивается, узор коврового изделия не подвергается изменениям, которые могут получить ковры из мягких тканей во время валки или в бытовом пользовании. Пришиваемая тесьма позволяет значительно увеличить срок службы ковра, она также применяется в качестве улучшения декоративных свойств изделия.
Уход за монгольскими коврами
Любой ковер нуждается в уходе, и в особенности из натурального материала. Чтобы он прослужил длительное время, нужно віполнять определенные условия по его эксплуатации и правила ухода за ним.
- Ковры из Монголии не нужно растилать в помещениях с высокой влагой, так как покрытие может заменить форму или покрыться грибком.
- Каждую неделю необходимо ковер пылесосить, будет лучше с обеих сторон.
- Не необходимо проводить чистку ковра путем его выбивания на веревке или заборе, это провоцирует его деформацию.
- Если понадобится транспортировки полотнище рекомендуется скатать в рулон, так же как и при складывании на нем возможно появятся заломы.
- Для очень качественной чистки покрытий из ковров не необходимо применять отбеливатели, так как они нарушают целость узора и палитры цветов.
- Многофункциональные средства также не всегда соответствуют для очистки шерстяных покрытий. Лучше применять особые средства, предназначающиеся только для шерстяных изделий.
- После проведения очистительных работ ковер должен прекрасно высохнуть. Однако для этого полностью запрещено применять фен или вентилятор. Все, что можно предпринять для ускорения просыхания ковра, – это промокнуть его бумажными салфетками или полотенцем.
Советы по удалению пятен на монгольском ковре
Уборка пятен с покрытий из ковров – процесс не из легких, так как вероятна дефармация не только покрытия ковра, но и рисунка.
- Приходится задействовать средства, предназначающиеся для шерсти, и использовать их, строго выполняя инструкцию.
- Для очищения узорчатых ковров применяется спецсредство, такое как очиститель цвета, устранитель жевательных резинок и так дальше.
- Нельзя перестараться с оттиранием пятен, так как можно повредить или совсем стереть рисунок.
Одежда и украшения
В Улан-Баторе стоит заглянуть на рынок Нарантуул. Выбор здесь не слишком большой, но цены радуют. Наведайтесь в ГУМ, прогуляйтесь по проспекту Мира – пожалуй, именно тут вас ждет лучший шоппинг. А еще стоит зайти в столичные торговые центры (самый крупный – Их Дэлгуур).
Отличные покупки ждут вас в магазинах известных монгольских фабрик (кожа, дубленки, кашемир). А еще на местных рынках много дешевой одежды из Китая, что тоже пользуется спросом у туристов.
Кашемир
Монголия славится производством качественных кашемировых вещей. Пряжу из шерсти горных коз ткут очень бережно – это весьма кропотливая работа (как и сбор волосков при линьке животного). Из кашемира получаются мягкие и тонкие, но при этом очень теплые вещи. Чаще всего это палантины, шапки, варежки, носочки, различные кофты.
Покупать аксессуары из кашемира можно в глубинке у милых монгольских бабушек-мастериц (они даже пряжу ткут вручную). Дизайн – не последний писк моды, конечно, но те же носочки приобрести можно. К тому же, это выгодно. В Улан-Баторе на шоппинг стоит заглянуть в специализированные магазины. Самые популярные производители кашемировых вещей в Монголии – фирмы Gobi Cashmere (большой магазин бренда расположен напротив российского посольства), Buyan и Goyo.
Национальная гордость
В туристических лавках и на рынках Улан-Батора можно легко купить элементы национального монгольского костюма. Речь о традиционных и зимних меховых шапках, кафтанах и кожаных тапочках. Кстати, тапочки могут стать отличным подарком для близких: вещь очень практичная и симпатичная, а главное – долговечная.
А еще из Монголии можно привезти вещи из верблюжьей шерсти. Из нее вяжут все то же самое, что и из кашемира, только стоит все это намного дешевле. Также в Монголии можно купить отличные пледы и одеяла из верблюжьей шерсти – теплые, легкие, дышащие.
Охотникам и рыболовам, а также мужчинам, которые увлекаются зимним экотуризмом, можно привезти из Монголии практичный подарок – кожаные сапоги на собачьем меху. В них никакие морозы не страшны.
Спорт
Иностранцы ездят в Монголию ради трекинга и кемпинга. Именно поэтому столица страны предлагает большой выбор снаряжения для активного отдыха. Покупать его лучше всего на рынке Нарантуул или в специализированных магазинах. Во втором случае цены будут выше.
Дубленки и кожа
Монголия славится отличной выделкой кожи. В стране много фабрик по производству обуви и различных аксессуаров. Цены сравнительно низкие, поэтому многие туристы везут такие вещи из Монголии в Россию или Казахстан на продажу. Так, например, цены на кошельки начинаются примерно от 6 долларов, на сумки – от 10, на куртки – от 80.
За дубленками в Монголию наши соотечественники ездили еще во времена СССР. Знаменитая фабрика по их пошиву «Дархан Нэхий» работает по сей день. Оптовики закупают ее дубленки на продажу, а многие туристы ездят в Монголию специально за ними (в России на них накрутка почти в два раза).
Украшения
В Монголии девушкам и женщинам советуем присмотреться к серебру. Украшения в традиционном стиле очень симпатичные, а за качество можно не переживать. Местное серебро дешевле российского, поэтому есть смысл задуматься о его покупке. Лучший шоппинг ждет вас в Улан-Баторе в специализированных магазинах.
Турецкие ковры в древнейшие времена
Первоначально, ковер использовался из-за его функциональности, а позже он имел декоративные элементы для адаптации к палаткам и окружающей среде. К слову самый старый ковер известный истории – пазырыкский ковер, датируемый 400 годом до нашей эры. Он был найден при археологических раскопках в Сибири, история этого ковра восходит к периоду скифов.
Пазырикский ковер.
Ковры эпохи кочевых турок-сельджуков имеют характерные синие и красные тона, некоторые арабские мотивы и куфический сценарий. Куфик – это каллиграфическое изображение арабских букв в прямых и угловых линиях. Куфические мотивы можно найти по краям ковров сельджуков с заостренными концами, как стрелки и крючковидные мотивы.
Одна из вещей, делающих ковры особенными, – это метод плетения, свойственный турецким коврам, называемый Ghiordes knot. Узел Ghiordes – это стиль двойного плетения, делающий турецкие ковры прочнее и долговечнее. (К слову даже турецкие ковры из бамбука обладают этими характерными узлами).
В XIII веке известный путешественник Марко Поло, посетивший Анатолию, отметил, что лучшие ковры были сотканы в Сивасе и его окрестностях, которые он назвал Туркоманья.
В XIV веке другой путешественник, Ибн Баттута, восхвалял турецкие ковры и писал, что ковры экспортировались во все известные торговые центры мира.
Красота турецких ковров привлекла внимание европейцев. Дворцы и дома аристократов были украшены ими
Художественный потенциал искусных турецких ковров заинтересовал европейских художников эпохи Возрождения. Ганс Гольбейн, Лоренцо Лото, Ганс Хемлинг, многие другие известные художники включили в свои произведения турецкие ковры.
Турецкие ковры на картинке Гольбейна.
Турецкие ковры в европейской живописи.
Косплей СССР
Одним из самых эпических моментов в богатой на всякую дичь истории Монголии было то, как новые просоветские правители решили вопрос с Богдо-гэгэном VIII.
Богдо-гэгэн VIII
Живой символ Монголии и буддизма, он правил страной до китайской оккупации 1919-1920 гг., его не посмели тронуть оккупационные власти, Унгерн вернул ему трон – теперь пришли Советы, и, боясь вызвать народный гнев, тоже формально оставили Богдо-гэгэна у власти, хотя атеистическим коммунистам этот религиозный лидер был как кость в горле.
До в 1921-1924 гг. Монголия на бумаге оставалась ограниченной теократической монархией – пока Богдо-гэгэн не умер.
Богдо-гэген IX.
Смешнее всего то, что коммунисты запретили ему перерождаться, т.е. искать новое земное воплощение после смерти Восьмого было нельзя. Да, в 1920-е советская власть была так крепка, что буквально остановила колесо сансары во имя классовой борьбы. На самом деле, буддистские монахи, конечно, нашли Девятого Богдо-гэгэна, но вплоть до 1990 г. он жил в подполье и не мог общаться с верующими.
После смерти Богдо-гэгэна VIII в 1924 г. Монгольская народная партия провозгласила Монгольскую народную республику (МНР), и начались социалистические будни. Все было то же самое, что и в СССР, который и диктовал, как жить: национализация богатств, плановая экономика, речи о торжестве некапиталистического пути и великом Ленине. Земли забрали у феодалов и передали в местный аналог колхозов. Постепенно стали строить заводы.
В чем-то просоветская ориентация и «крыша» Москвы помогли Монголии: в аграрной стране зародилась своя промышленность, появились такие атрибуты государственности, как свои деньги, работающие системы образования и медицины. Ошибки северного соседа тоже повторяли усердно: первый партийный лидер Пэлжегийн Гэндэн, убежденный буддист, был за свои ретроградные взгляды расстрелян.
Следующий руководитель, маршал Хорлогийн Чойбалсан вел себя очень в сталинском духе: закрыл все 800 с лишним монастырей, разогнал лам и буддистов, перебил почти всех оставшихся аристократов и вообще всех, кто хотя бы потенциально мог оказаться опасным.
Всего при нем перебили 35-40 тысяч человек, примерно 5% населения. В Москве, тем не менее, лояльным Чойбалсаном были довольны, тем более что во время Великой Отечественной войны Монголия помогала СССР, исправно поставляя деньги, лошадей, и продукты – все, что было у небогатой страны.
Маршал Чойболсан на встрече с Жуковым (на тот момент генералом).
Чойбалсан умер в 1952 г., немного раньше, чем его советский коллега. Следующий лидер, Юмжагийн Цэдэнбал, провел мягкую «дечойбалсанизацию» – выпустил из тюрем репрессированных, но при этом памятники Чойбалсану не сносили и официально культ личности не обсуждали.
До 1990-х Монголия продолжила существовать в полудреме, повторяя смены курса, успехи и неудачи СССР и активно поглощая экономическую помощь – как от Советского Союза, так и от соцлагеря в целом. А для СССР Монголия оставалась важным буфером на границе с Китаем, отношения с которым не задались уже с 60-х.
Тугрики МНР (1925-1993 гг.)
В 1925 году было принято постановление о реформе, в ходе которой появилась новая денежная единица. Она до сих пор остаётся действующей на территории страны. Отпечатывали её в Москве, а монеты – в Ленинграде.
Название денег в Монголии было оглашено в феврале 1925 года, и звучало оно как «тугрик». Төгрөг – это калька с китайского, что означает «круг» или «монета».
Серия 1925 года
Оформление этих денег стилистически напоминает советский рубль. Были разработаны такие банкноты:
- 1;
- 2;
- 5;
- 10;
- 25;
- 50;
- 100.
Лицевая сторона украшена соембо – этот символ можно увидеть также на гербе и флаге страны. Соембо олицетворяет силу и единство, он очень почитаем монголами.
Кроме того, в 1925 году выпустили 1 тугрик – 0,9 серебро.
Серия 1939 года
На лицевой стороне всех купюр есть изображение Сухэ-Батора (монгольского революционера и государственного деятеля) и соембо.
Этот выпуск отличают по тому, что Сухэ-Батор расположен с правой стороны один, герба рядом с ним ещё нет, как на более молодых банкнотах. Также следует отметить, что в 1939 году последний раз надписи выполнены на старомонгольском языке.
В 1939 году были выпущены деньги такого номинала:
- 1;
- 3;
- 5;
- 10;
- 25;
- 50;
- 100.
Серия 1941 года
Сходство с советским рублём в оформлении усилилось. В 1940 г. приняли новый герб в виде всадника-скотовода, поэтому он размещался с левой стороны аверса, а с правой – портретное изображение Сухэ-Батора.
В 1941 году выпустили деньги в таких купюрах:
- 1;
- 3;
- 5;
- 10;
- 25;
- 50;
- 100 тугриков.
Надписи с этого года стали русскими.
Серия 1966 года
Несмотря на то, что общий принцип оформления остался прежним, появились некоторые изменения.
Они описаны ниже:
- 1 – есть только герб, портретное изображение отсутствует;
- 50 – мавзолей Сухэ-Батора;
- 100 тугриков – Дом правительства на реверсе.
Серия 1981-1983 года
Общая стилистика осталась прежней, кроме небольших изменений. На однотугриковой купюре есть изображение герба без Сухэ-Батора, как и в прежнем выпуске. На пятидесятитугриковой банкноте реверс украшен нарисованным мавзолеем Сухэ-Батора, а на стотугриковой – Домом правительства. Добавилась ещё одна купюра – в 20 тугриков, на оборотной стороне которой изображён индустриальный пейзаж.
Древний период Монголии
К 214 году до н.э. на территории нынешней Монголии образовались три сильных государства: в Восточной Монголии — Дунху, в Средней Монголии — Хунну и к западу от Ордоса — Юэчжи.
Три сильных государства: в Восточной Монголии — Дунху, в Средней Монголии — Хунну и к западу от Ордоса — Юэчжи
Правитель Хунну Модэ покорил Дунху, рассеял Юэчжи и основал Империю Хунну. После её распада во II веке местное население вошло в состав Сяньби. Государство Сяньби распалось в 3м веке.
Его преемник — Жужаньский каганат был разгромлен в 6м веке тюрками. Территория Монголии вошла в состав Тюркского каганата, который в 603 году распался на Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты. Территория Монголии оказалась в восточной части.
В 8 веке уйгуры завоевали тюрков и образовали Уйгурский каганат.
В 9 веке воинственные енисейские кыргызы разгромили уйгур и включили их территории в состав своего Кыргызского каганата.
В X веке восточные и центральные районы Монголии заняли монголоязычные кидани, которые образовали Киданьское государство.
В течение X-XII веков вся территория Монголии была заселена уже монгольскими племенами. В это время впервые встречается название монголов. Их называли тогда «шивэй монгу». Позже «шивэй» отпало, и монголы стали именоваться «монгу» или «монгули».
Оригинальные факты о монгольских коврах
Большое количество ученых уверены в том, что родиной ворсовых ковров считается Монголия. Именно из данной страны искусство изготовления ковров перекочевало в страны Европы в раннем Средние века благодаря кочевым монгольским племенам.
Данные заключения ученые мужи выполнили если исходить из археологических находок. В 1949 году специализированной экспедицией во главе с Сергеем Руденко нашли Пазырыкский ворсовый ковер, датированный V—VI столетием до н. э. Пазырыкские полотна приукрашены немалым количеством аппликаций с самыми разными изображениями растений, животных и человека.
Археологическая находка
Озеро Хубсугул
Хубсугул – самое глубокое и самое красивое озеро Монголии. Его часто называют «младшим братом Байкала» за схожесть формы (длинной и немного изогнутой), а также за чистоту и прозрачность воды, – как и из Байкала, из Хубсугула можно без опаски пить прямо с борта лодки.
Очень схож и живописный береговой ландшафт этих двух кристальных озёр (невысокие горы, покрытые густой тайгой). Кстати, они расположены в одном и том же разломе земной коры, а расстояние между южной оконечностью Байкала и северной кромкой Хубсугула составляет всего 230 км.
Хубсугул находится недалеко от российско-монгольской границы (в 22 км). Длина озера – 136 км, ширина – 36,5 км, а наибольшая глубина – более 260 метров. И, в отличие от Убсу-Нура, здесь есть жилые поселения. Кроме того, на берегах озера расположено порядка 30 турбаз (в которых вместо домиков установлены юрты), и они практически никогда не пустуют.
В основном туристы, в том числе из России, едут сюда ради каякинга, пеших походов по красивейшим местам и, конечно же, отличной рыбалки, ибо
Хубсугул сказочно богат рыбой (в том числе, здесь ловят ленка, хариуса, сига, омуля, гольяна, тайменя и т.д.). Ну а где ещё вы сможете покататься в тележке, запряжённой настоящим мохнатым яком-сарлыком?
Монгольское правление и текстиль
При монгольском правлении статус ремесленников значительно возрос. Текстильное производство оказало такое значительное влияние на торговлю в этой области, что ткачам был присвоен особый статус.
Монгольский правитель Генгис-Хан переселил ткачей вдоль Шелкового пути длиной 4000 миль, в конечном итоге образовав три крупных центра текстильного производства — Беш Балик в Таримском коридоре бассейна, Хунчжоу и Сюнмалин вблизи современного Пекина.
По мере того, как торговцы перемещались по Монгольской Империи, ткацкие техники обменивались. Хотя это движение вызвало огромные успехи в текстильном дизайне, это сделало сложным определение точного происхождения ковра.
Степная демократия
Улан-Батор.
К концу 1980-х, когда СССР уже основательно трещал по швам, в Монголии началось движение за переход к рынку и более демократическому правлению – опять же, по советскому образцу, «раз можно им, то можно и нам».
Демонстрации на площадях быстро разрослись с сотен до тысяч человек. Не решившись противостоять столь однозначному волеизъявлению, премьер-министр Жамбын Батмунх распустил монгольское Политбюро и ушел в отставку, назначив на 1990-й г. первые конкурентные выборы в истории страны.
Правда, на них по старой памяти одержала победу МНРП – та самая Монгольская народно-революционная партия, под руководством которой почти 70 лет строили коммунизм.
Нынешний президент Монголии Халтмаагийн Баттулга.
МНРП, быстро отказавшись от марксистских постулатов, принялась с переменным успехом проводить капиталистические реформы. Китайский путь? В каком-то смысле, но если в Китае «коммунисты» из КПК держатся у власти до сих пор, в Монголии в 1996 г. МНРП проиграла выборы Демократическому союзу, и с тех пор на исправно проводимых выборах две партии то и дело меняются местами.
После гигантской империи, междоусобиц, теократического правления буддистов и коммунизма монголы, как ни странно – а может, наоборот, логично после всего пережитого – пришли к двухпартийной демократической системе и живут вполне нормально, не слишком заметные на международной арене, не слишком богатые, не слишком многочисленные – зато наконец-то в мире и без больших потрясений.
Улан-Батор.
И только степные волки воют над могилой сотрясателя миров Чингисхана где-то глубоко в монгольских просторах.
Дизайн монгольских ковров
Дизайн ковров из Монголии поражает даже истинных ценителей. Каждая из представленных моделей имеет великолепный и идеальный вид.
- Есть коллекции ковров из Монголии в самых разнообразных стилях. К примеру, полотна в стиле Востока не имеют свободного от орнаментов пространства.
- Большое количество полотнищ украшено натуралистическими узорами из цветочных комбинаций. Подобные ковры применяются для создания романтической атмосферы и воздушного настроения.
- Оформление в цвете многообразно: от бледных, приятных оттенков до коричневых или красных полутонов. Цветовое решение выполняет оригинальный и гипнотический вид покрытий.
Подводя итоги, становится ясно, что монгольские ковры – это настоящие полотна самого лучшего качества, основным плюсом которых считается экологичность и цена не дорогая. При хорошем уходе ковер отслужит длительное время, создавая в помещении комфорт и уют.
«Везде и во все времена, что в Европе, что на Востоке, фактории представляли собой одно и тоже»
– У русского купечества были свои фактории на ордынских территориях? – Ибн Батута упоминает о существовании целого «квартала русских» в столице Золотой Орды. Есть археологические свидетельства проживания древнерусского населения в золотоордынском городе Укеке. Возможно, подобные «кварталы» были и в Хаджи-Тархане и в других золотоордынских торгово-ремесленных центрах. Все эти города находились на давно сформированных торговых маршрутах, по которым «ходило» русское купечество, что и привело к появлению торговых факторий. Вероятно, русские торговые фактории были в ордынском Крыму, а возможно и на Северном Кавказе.– Что представляла из себя русская торговая фактория?
– К сожалению, источники содержат крайне мало информации по данному вопросу. Но вероятнее всего, это фактически был двор или подворье. В эпоху Средневековья, что в Европе, что на Востоке, торговые фактории представляли собой одно и то же – некое поселение, располагавшееся или в самом городе, или в непосредственной близости от него (например, генуэзская Галата в Константинополе). Там находились склады с товарами, дома для проживания и культовые сооружения (церкви, мечети). В Лондоне фактория Ганзы носила название «Стального двора» и находилась в самом городе, а венецианская фактория Тана располагалась рядом с ордынским Азаком
Если мы обратим своё внимание на Великий Новгород, то там существовал т. н. «Немецкий двор»
Это был своеобразный городок в городе: он был обнесён крепким бревенчатым тыном, и там проживали немецкие купцы, меняясь с периодичностью примерно в полгода. В ордынских городах не было стен, поэтому торговые кварталы не имели укреплений.
«Немецкий двор». Это был своеобразный городок в городе: он был обнесён крепким бревенчатым тыном, и там проживали немецкие купцы, меняясь с периодичностью примерно в полгода. В ордынских городах не было стен, поэтому торговые кварталы не имели укреплений.
3.1.2 Какой религии был Чингисхан и его воины
Чингисхан своим восхождением на вершины власти был обязан не только своему полководческому дару, уму и жестокости, но и монгольским верованиям. С самого начала своей жизни Темуджин получил от небесных сил хороший знак – рождение во время грозы и кровавый сгусток в кулаке.
Помогла ему религия монгольской орды и позднее – шаман Тэб Тенгри убедил монголов в том, что Чингисхану предначертано собрать все племена кочевников воедино и завоевать для них всё, что лежит перед глазами. Так, Темуджин обрёл статус Великого Воина и провозгласил себя представителем Тенгри на земле. Род Чингисхана обрёл огромное влияние и был объявлен золотым, то есть благороднейшим из благородных.
Религиозная поддержка подпитывалась победами и новыми землями Монгольской империи, потому со временем великий хан ввёл массовые обряды по канону для своей орды – степные воины поклонялись Небесному богу или Тенгри.
Известно, что поддерживал свою религию Чингисхан не только на словах – есть свидетельства воинов, что хана можно было видеть уходящим в горы для молитвы, которая иногда длилась несколько суток.
Как и все тенгрианцы, он особо почитал огонь и приносил необходимые жертвы, как стандартные для язычников (скот, птицу и т.д.), так и, вероятно, человеческие.
Но особая жертва богу Тенгри приносилась во время военных походов: дым от пожарищ целых городов и поселений, убитые воины вражеских отрядов — все это должно было радовать Тэнгэр Эцэг сладким запахом горящей человеческой плоти…
Однако, не только древние шаманские верования были по душе хану. Тэмуджин был религиозно терпимым и интересовался философскими и моральными уроками других религий. Он консультировался с буддийскими монахами (в том числе с дзенским монахом Хайюнь), мусульманами, христианскими миссионерами и даосским монахом Цю Чуджи.
Религия
В великой Монгольской империи сосуществовало множество различных религий с довольно широко распространенной свободой вероисповедания. Традиционно монголы были шаманскими анимистами, хотя некоторые племена приняли христианство.
Чингисхан проявлял большой интерес к религиям, сосуществующим на Шелковом пути, поскольку считал, что, изучая их, можно найти секрет бессмертия. Правитель провозгласил свободу вероисповедания и освободил священников от обязанности платить налоги.
Позже, в третьем поколении правителей, тантрический буддизм стал преобладающей религией среди монголов. Со своей стороны, некоторые каны приняли ислам.
Плюсы монгольских покрытий
Настилы из ковров монгольского производства имеют несколько положительных качеств:
- Изделия имеют большое качество.
- Экологичность — монгольские ковры делаются из натурального материала, без содержания химии, что дает возможность применять их в комнатах ребёнка.
- Пожаро-безопасность — шерсть овцы никогда не будет причиной загорания, и также при появлении иного очага загорания ковер препятствует появлению огня.
- Настилы из ковров владеют высокой звуко- и теплоизоляцией, даже при нахождении их на холодной поверхности.
- Ковровая поверхность имеет мягкую, пушистую структуру, что приносит большое удовольствие при хождении по ней.
- Монгольские ковры имеют представительный вид. Помещении с подобным ковром выглядит элегантно и представительно.
- Изделия стойки к грязи.
- Полотна, сделанные из очень хорошего материала, стойки к повреждениям и деформации.
- Изделия владеют водоустойчивостью. Вода, попадая на поверхность настила, остается на его основе, предотвращая усадку или деформацию ковра.
- Широкое многообразие цветов и узоров покрытий из ковров, позволяющее найти шедевр под любой интерьер помещения и человеческое настроение.
Ковры как интерьерное дополнение
Турецкие ковры времен Османской империи
Во время правления султана Селима I, когда Тебриз в 1515 году и Каир в 1517 году были захвачены османами, мотивы турецкого ковра значительно изменились. Геометрический мотив анатолийского ковра больше не использовался.
Мастера ковров из Каира под влиянием персидского искусства начали украшать турецкие ковры сложными мотивами и орнаментами. Отличительной чертой османских ковров классического периода является включение эмблем медальонов, обозначающих султанат и цветочные мотивы.
Ковры из Коньи (Икония), Кайсери (Сезария), Усака (Оушак) и Бергамы (Пергамон) долгие годы украшали дворцы венценосных европейских династий. Итальянские города-государства, управляющие морской торговлей из Стамбула в Европу и особенно венецианцы, сделали торговлю коврами очень выгодным и прибыльным бизнесом.
Турецкие ковры во дворце английского короля Генриха VIII.
В 1850-х годах султан Абдулмецид собирался переехать из дворца Топкапы во дворец Долмабахче, который он построил на Босфоре. Он попросил сделать лучшие ковры для своего нового дворца. Поэтому крупные ковровые мастерские были созданы в городе Хереке.
Некоторые из самых плотных ковров в мире были сделаны для дворца Долмабахче. Эти 160-летние ковры до сих пор украшают залы и комнаты дворца. Регион Хереке стал своего рода торговой маркой для мировой ковровой промышленности, и теперь он известен своими качественными коврами.
Турецкие ковры ручной работы в Стамбуле.