Описание всех разновидностей славянских тканей

Традиция наряжать елку

Во многих странах принято украшать ель на Новый год. Символом праздника считается любое хвойное дерево. Нередко вместо елки покупают сосну.

Появление этой традиции имеет давнюю историю. Еще наши предки верили в силу и мощь Мирового дерева, считавшегося символом жизни. В каждом народе почитали именно вечнозеленые деревья. Изначально было не принято срезать пихты и ели, и нести к себе домой, поэтому их украшали прямо на улицах, в лесу. Позже их начали вырубать и устанавливать у себя дома. Эта традиция быстро закрепилась среди россиян. В наше время придумали искусственные елки, которые стали очень популярны.

Обычно дерево ставят за несколько дней до 31 декабря и убирают только после Старого Нового года. В качестве украшений используют шары, светящиеся фонарики, шишки, дождик, сладости, новогодние фигурки. Многие стараются придерживаться единого стиля оформления, учитывая цветовую палитру, которую предпочитает хозяин предстоящего года.

Взгляд в древнейшую историю славянского костюма

Одежда древних славян ничем не напоминала любой из традиционных костюмов, которые сейчас так популярны. В связи с тем, что большая часть народа проживали в глуши, и торговые караваны туда даже не заходили, одежда делалась из звериных шкур. После того, как Древний Рим начал завоевывать исконные варварские земли, славяне стали знакомиться с одеждой из ткани. Впрочем, доступна она была только для вождей и знатных воинов, так как стоила достаточно дорого.

Если среди западных славян вещи из ткани перестали быть чем-то выдающимся, то одежда восточных славян ещё долго была меховой. С распространением римской культуры и торговли славяне получили возможность приобщиться к цивилизации. Взамен шкур пушных зверей, они получили матерчатую одежду и ткани. Через некоторое время славяне и сами научились прясть вещи из шерсти, льна или конопли.

Правильный уход

Долговечность и надежность льна подтверждены тысячелетиями. Если ткань не окрашена и не содержит синтетических добавок, она без ущерба переносит кипячение и интенсивные механические нагрузки, при этом все загрязнения хорошо удаляются (кроме красящих веществ). В отбеливателях льняное полотно не нуждается, поскольку при сушке на открытом воздухе, особенно на морозе и солнце, этот эффект достигается естественным способом.

Основной проблемой при уходе за льняными изделиями является глажка. Их утюжат в слегка влажном виде в режиме «Хлопок». При пересыхании выстиранного белья его сбрызгивают водой, аккуратно складывают и помещают под пресс. Если нужно выгладить вещь, хранившуюся в шкафу, используют отпариватель. Надевать еще теплую после утюжки одежду не следует, она сразу же изомнется, поэтому ее на некоторое время помещают на плечики.

Традиционно льняную ткань полагалось крахмалить, тогда после утюжки она становится глянцевой и не так сильно сминается. Впрочем, мода последних лет допускает легкую помятость, которая говорит о натуральности и высокой цене материала. Правда, это касается только хорошо сшитой и безупречно сидящей одежды.

Немного истории происхождения ткани

Лен по праву считают универсальной культурой: из него производят текстильные материалы, лекарственное сырье, пищевые добавки (семя) и продукты (масло), веревки и технические изделия.

Растение известно с древних времен. Артефакты говорят о том, что льняные волокна использовались 5 тысячелетий назад. Бинтами из таких нитей были обернуты мумии египетских фараонов. Три тысячелетия назад этруски изготавливали книги, страницы которых делали изо льна. На старинных фресках историки нашли свидетельства выращивания, сбора и переработки данной культуры.

Жители современных территорий Швейцарии и Германии возделывали лен в каменном и бронзовом веках. Здесь волокно применялось преимущественно для изготовления рыболовных снастей и веревок. Интересно, что в Древнем Египте существовала особая технология производства ткани из льняной пряжи. Текстиль был настолько тонким, что легко проходил через перстень, и просвечивал.

Известно также, что на Руси лен обрабатывался славянскими племенами задолго до образования государства Киевская Русь. В те времена культивирование и ткачество применяли для собственных нужд. И только в XIII веке ткани стали изготавливать для товарного обмена. В XIX веке благодаря французскому механику Филиппу Жирару, разработавшему технологию получения тонкого льняного волокна механическим способом, в России была создана мануфактура, поставляющая текстиль на экспорт. К концу XIX столетия треть выручки от поставок товаров в другие страны поступала в казну за счет продажи таких полотен.

В СССР материал относился к группе рядовых в то время как в Европе считался тканью премиум класса. Возрождение льняного производства в современной России стало одной из задач, поддерживаемой на законодательном уровне.

Обереги на детской одежде у славян

Наши предки, как правило, шили одежду детям из своей старой. Причины очень интересные:

  • Во-первых, она уже тысячу раз стирана, а потому стала мягкой и удобной в носке: не натрет нежную кожу малыша и не навредит ему
  • Во-вторых, родительская одежда пропитана доброй энергией и силой – она защитит и убережет чадо от сглаза, несчастий и порчи

Платья для девочек принято было шить из одежды мамы, а для мальчишеских рубах выбирали отцовские косоворотки. Таким образом, девочке должна была передаться сила материнства, а мальчику – сила главы семейства.

Когда дети становились немного старше и могли обрести хоть какую-то собственную силу, им шили первую в жизни новую одежду. Обычно обновку дарили на трехлетие малыша. Девочкам с двенадцати лет можно было надевать собственную поневу, но, правда, пока девичью. Для мальчика в этом возрасте отшивались штаны-портки.

Мы узнали, что до трех лет детишки одевались в перешитую одежду родителей, а перешивалась она вместе с имеющейся на ней оберегами. Ее было не то, чтобы неудобно или непрактично менять, это считалось неправильно. Ведь обереги не только защищают, но и связывает родственные души.

Отец-охотник, передавал вместе со своей рубахой обереги своему новорожденному малышу. Также мама передавала свое ремесло девочке. А правильнее сказать, не ремесло, а его родительская сила. Интересно, что каждый мастер защищал свое чадо отдельными способами: ткачиха – узором полотна, пряха – наузами, а охотник – трофейными клыками убитого зверя.

Собственная новая одежда ребенка. Обережная вышивка на ней – не та, что у взрослых. В первую очередь, она отличалась цветом: для детей – это исключительно красные нитки, а для взрослых – любые. Например, для себя женщины добавляли в вышивку черный цвет. А для мужей – синий или зеленый (эти цвета защищали от гибели и ран). У детей же такого не было. Потому что было принято опекать и защищать их силой рода.

Женский русский народный костюм

Основой женского народного костюма также являлась рубаха. Этот элемент одеяния шился из льняного и хлопчатобумажного сукна. Для рубах богатых использовался натуральный шелк. Все рубахи были традиционных белых и красных цветов, их украшали вышивки. Часто орнамент был плотным, а расцветка и мотивы отличались в зависимости от региона. Представители центральных и северных губерний щедро украшали свои рубахи золотой вышивкой, для губерний юга был характерен орнамент красного цвета. В Воронежской губернии рубахи вышивали черными нитями.

Поверх рубах женщины надевали свободный сарафан. Он также мог быть украшен вышивкой. Для пошива повседневных сарафанов и платья крестьян использовалось грубое сукно или ситец. Праздничные и богатые варианты сарафанов отшивались из парчи и шелка.

Замужние женины и девушки, которые были готовы к посватанию, могли носить поневу. Это вышитое полотно с завязками, которое отдаленно напоминает современную юбку с запахом. Сарафаны и понева дополнялись передниками.

Основные детали русского народного костюма красен девиц:

  • Женский головной убор русского народного костюма
  • Русский народный платок
  • Русская народная женская рубаха
  • Русский народный сарафан
  • Русская народные женские сапожки

Базовый гардероб в славянском стиле

Для этно стиля присуща натуральность и практичность. Современность наложила отпечаток на славянский стиль, и дополнила его гламурными вещами.

Славянский стиль как модная тенденция

В целом базовый гардероб славянской стилизации должен содержать следующие вещи:

Длинный просторный сарафан. Это может быть классическое платье в пол или платья типа рубаха, присобраное ремешком, с этническими узорами.

Классический наряд в славянском стиле

Юбка-макси. Летящие ткани и многоярусность пошива, дополнят романтичный образ.

Юбка со славянской вышивкой — настоящее произведение искусства

Косоворотка или крестьянская туника. Прообраз современной просторной туники с короткими рукавами и мягким воротником.

Женская косоворотка со славянскими вышитыми узорами

Славянские футболки – современная стилизация, которая дополнит молодежный гардероб.

Футболки со славянским принтом — тренд этого сезона

И если юбки и сарафаны исключительно женский вариант, то футболки созданы и для мужского гардероба.

Мужская футболка с элементами украинской вышиванки

Представители сильного пола могут заказать авторские футболки с узорами и принтами, символизирующими мужское начало. Эта вещь станет основой для создания этно стиля у мужчин.

Лучшие ответы

SkyLine:

пайетки обычно с дырочками продаются, через нее нитку и продевай. Главное, чтобы нитка была в тон пайеток, тогда ее не удет видно на поверхности украшения

Kary:

обычным способом, только судя по моему опыту лушче это делать по одной штучке, чтоб не отвалилось

Катюша:

лучше через бисеренку, так удобней

саша:

А можно еще так: просовываешь нитку в пайетку, потом в бисерину (размером больше чем дырочка пайетки) а потом обратно в дырочку. Так ниток вообще не будет видно, Попробуй!

Анна Картушинская (Стрижнёва):

иголочкой по одной штучке,можно леской прозрачной,только пальчики не потыкай,а то дорого такой эксклюзив обойдется.удачки!

Славянская символика

Символы скифского стиля представляют собой объединение линий в ромбы и треугольники, плавные стежки переходят в спирали и объединяются в круг. Традиционная символика славян значима для человека, ведь это не только вышивка, как часть декора, а это вышивка-оберег, наделяющая человека способностью противостоять злому року и развивать свой духовный потенциал.

Славянская вышивка оберегает, приносит удачу и счастье

Национальная символика восточных славян:

  • Крест, как символ солнца. Означает противостояние злому року и насыщение светлой энергетикой жизни.
  • Сварга, как символ неба. Сварга правильной направленности говорит о пути к счастью. Перевернутая сварга (свастика) имеет противоположное значение и низвергает обладателя в водоворот неприятностей.
  • Круг, как символ солнечной энергии.
  • Ружа – символизирует жизнь.
  • Ромб – гармония с природой, плодородие.
  • Громовник – символ грома и поклонения Перуну.
  • Дерево – долголетие.
  • Спирали – мудрость.
  • Рог изобилия, как символ материального богатства.
  • Треугольник ассоциируется с человеком.

Помимо обрядовых вышивок одежда восточных славянских народов дополнялась вышивкой цветочных орнаментов.

Славянские узоры – символ весеннего возрождения женской красоты

Так, на рубахах новорожденных и молодых парней испокон веков принято было вышивать дуб, как символ мужской энергии, и калину, означавшую бессмертие рода. Вышитый мак означал скорбь по убиенному родственнику. Орнаменты с виноградом символизировали у славян разрастание семьи, появление наследников.

«Небесные» верования славян, среди которых выделяется аграрный культ солнца, воплотились в символических знаках, своеобразных вышивках

На девичьих платьях наши прародительницы вышивали лилии, что символизировало невинность и чистоту их обладательниц.

Славянский орнамент отличается своей самобытностью, близостью к природе

Одежду молодежи украшали узорами с барвинком, что символизировало безудержное веселье.

Барвинок символизирует всепобеждающую жизненную силу

Символом любви у славян считалась роза. И не удивительно, что розами вышивали свадебные рушники, желая тем самым молодым нескончаемой любви.

Одежда славянских женщин и различные украшения

Хотя славянки не носили штанов, самой распространённой частью из гардероба была длинная рубаха. В отличие от мужских повседневных вещей, женские рубахи часто украшались следующими элементами:

  • Различной вышивкой;
  • Тесьмой;
  • Сценами из жизни или мифологическими птицами и животными.

Хотя в некоторых источниках утверждается, что прямые длинные платья или сарафаны, которые шились женщинами самостоятельно, надевались на голое тело, на самом деле, вся одежда надевалась исключительно на нижнюю рубаху. В качестве тёплой верхней одежды женщины обычно надевали понёвы, кожухи или шубы. Чем больше на женщине было мехов, тем выше она считалась по статусу.

Что касается женских украшений, то славянки носили специфические височные кольца. Кроме этого, часто встречались следующие украшения:

  • Бусы различных цветов;
  • Ожерелья;
  • Массивные браслеты;
  • Кольца и перстни.

Хотя в фильмах часто показывают славянок с массивными и сложными перстнями на пальцах, ювелирное дело в Древней Руси было развито слабо, поэтому кольца отличались простотой.

Кика копытообразная

По внешнему виду изделие напоминает копыто или подкову. Налобную часть изготавливали из твердого материала и обтягивали богато украшенной тканью. Очелье крепили поверх основной шапочки с помощью лент, завязанных вокруг головы.

Считалось, что головной убор, подобно подкове, защищает от дурного глаза и несчастий. Аксессуар на торжественные мероприятия надевали все замужние дамы.

Сорока тульская

Оправдывая свое название, «птичий» убор делился на боковые части (крылья) и заднюю (хвост). Второй представлял собой многочисленные плиссированные ленточки, нашитые по кругу. В результате деталь изделия напоминала хвост павлина.

С аксессуаром соединяли яркие розетки, которые крепили сзади на поневу. Подобные вариации изделия дамы носили лишь в праздничные дни.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор был частью повседневного костюма. Низкий моршень по внешнему виду напоминал чепец. Высокий вариант аксессуара надевали на торжественные мероприятия, поскольку выглядел он богато и внушительно.

Для изготовления повседневной модели использовали дешевую материю, поверх накидывали платок. Сборник пожилой женщины было сложно отличить от простого чепца из черной ткани. Праздничные модели самшуры декорировали лентами и покрывали драгоценными камнями.

Кокошник псковский (шишак)

Аксессуар был часть свадебного наряда. Имел традиционную форму вытянутого треугольника, для украшения использовали шишки. Собственно, эти видоизмененные побеги, символизирующие плодородие, и дали название изделию.

Шишки нашивали на переднюю часть убора и украшали с помощью жемчуга. Поверх аксессуара накидывали белоснежный платок, вышитый золотыми нитями. По нижней кромке изделия пропускали сеточку из жемчуга.

Стоимость кокошника в те времена могла достигать семи тысяч рублей серебром, поэтому его хранили как семейную реликвию и передавали от матери к дочери.

Тверской «каблучок»

Был в моде на протяжении всего девятнадцатого века. Оригинальная разновидность кокошника. Надевали его исключительно на торжественные мероприятия. Для пошива аксессуара брали дорогие ткани: бархат или шелк. Изделие украшали драгоценными камнями.

Под «каблучок», напоминающий колпак небольшого размера, крепили поднизь из жемчуга. Она полностью покрывала волосы, поскольку сам головной убор «прятал» лишь макушку. Изделие пользовалось большой популярностью в Тверской губернии и стало его визитной карточкой.

Меховые шапки

В холодное время года барышни облачались в бархатные шапки с меховой оторочкой. Верхняя часть была выполнена из тканевой материи или клееной бумаги. Аксессуар шили в форме конуса, цилиндра или круга. Для украшения убора применяли камни, вышивку и речной жемчуг.

Шапки были очень высокими, чтобы в них не гулял ветер, внутри делали подкладку из атласа или легкой меховушки. Дамы очень бережно относились к аксессуару. Некоторые историки утверждают, что по завершении зимы дочери царя сдавали шапки на хранение в Мастерскую палату. Их размещали на болванках и накрывали чехлами.

Для изготовления зимнего головного убора брали мех лисицы, бобра или соболя. Молодые барышни предпочитали изделия с оторочкой из зайца или белки.

Треух

Женский головной убор позаимствованный у мужчин. Верх изделия покрывали материей, лобная часть опушалась. Чаще всего для этой цели использовали соболиный мех. В качестве декора применяли кружева или речной жемчуг.

Каптур

Еще один головной убор, предназначенный для холодного времени года. Наибольшей популярностью пользовался у женщин, потерявших мужей. Он прекрасно защищал от лютых морозов. По внешнему виду аксессуар напоминал цилиндр, отороченный мехом. Шапка полностью покрывала голову и лицо с двух сторон.

Для пошива аксессуара брали мех бобра, простолюдинам приходилось довольствоваться изделием из овчины. Сверху обязательно надевали повязку.

История ткани

Мадаполаму не одна сотня лет. Он носит название своей родины, небольшого местечка в Индии – стране, подарившей миру множество чудесных тканей. Индийские мастера открыли способ превращения натурального сурового полотна сероватого цвета в тонкую, нарядную материю.

В России она была на пике популярности в XIX столетии. Из мадаполама изготавливали кокетливые наволочки, служившие доказательством достатка в доме. Их затейливо украшали кружевами, вышивкой и атласными лентами.

Особенности производства

struktura

medapolam-1

И сегодня сырьевым материалом для создания мадаполама является миткаль – хлопковая ткань, полученная полотняным плетением нитей.

Читайте про: натуральный шелк — шик и удобство в одном материале.

Она подвергается белению, после чего её красят, лощат на специальных станках, которые превращают ворсистые волокна в гладкие. В завершении полотна аппретируют – пропитывают веществами, придающими хрусткую жёсткость. Второе название материи – «ситец отбеленный»

Платки

Кустарные текстильные производства существовали в Павловском посаде уже в XVIII веке, а во всём уезде насчитывалось около 70 шелковых платочных фабрик, принадлежавших местным крестьянам. Когда в середине XIX века в России вошли в моду платки с набивным рисунком, владелец одной из платочных мануфактур, Яков Лабзин запустил их производство, полностью перепрофилировав своё предприятие. И не прогадал. Именно отсюда берёт своё начало гордость русского текстиля, знаменитый павлопосадский платок с набивным рисунком. Вплоть до 1970 года не менялась технология создания рисунка с помощью деревянных форм. Мастера делали до 400 наложений формы на ткань, прежде чем весь рисунок оказывался нанесён. Сегодня технология упростилась, и узор наносится при помощи шёлковых и капроновых шаблонов.   Платки делятся на два типа: «цветочные», с изображениями садовых цветов, прежде всего роз и георгинов; и «восточные», с «турецким» узором и вычурными переплетениями орнаментов.

Раскрой и элементы

Русская рубаха, выкройка которой представлена ниже, шьется в несколько этапов: снятие мерок, выкройка, пошив. Перед пошивом нужно раскроить все элементы рубашки. Они все прямоугольные, поэтому никаких сложностей возникнуть не должно. Достаточно просчитать ширину и длину изделий:

Для украшения изделия используются декоративные элементы: это могут быть лента, тесьма, вышивка, пояс с кисточками и т. д.

Элементы

Кроме классического метода кроя косоворотки, где все элементы представляют собой прямоугольники и квадраты, есть еще один способ пошива изделия данного типа. Основное отличие в том, что в первом варианте основная часть выкраивается цельным прямоугольным отрезом, а во втором – двумя частями – спинкой и передом. В результате изделие получится таким же, только от горловины к рукаву будет дополнительный шов. Отличия можно увидеть на рисунке ниже.

Второй вариант кроя рубахи

Для новичков в швейном деле рекомендуется сначала нарисовать выкройку на бумаге, а потом вырезать ее из ткани. Мастера с опытом могут сразу перенести все на полотно и вырезать детали для сшивания. В отличие от других изделий, русская рубаха не имеет выточек и фасон достаточно свободный, поэтому его можно шить по типу оверсайз, то есть по одному размеру. При носке можно косоворотку подвязать поясом, чем подчеркнется талия, а изделие будет сидеть по фигуре, а не выглядеть мешковато.

Основная часть

Стандартная выкройка косоворотки на мужчину 54 размера – ее нужно рисовать с основной части. Становина (это основа рубахи, ее иногда называют тулово) – она обрезается прямоугольником по размеру 2 длины изделия. Для этого предварительно снимается мерка по росту мужчины или мальчика, переносится на ткань, сложенную пополам, и вырезается основная часть.

Вам это будет интересно Правила пришивания пайеток на ткани своими силами

Основное полотнище должно соответствовать ширине и длине будущей рубахе. По классике, ширина должна быть 36 см, потому что именно такой ширины ранее были домотканые полотна, из которых шили одежду. Остальной объем добавляется боковыми полотнищами.

Внимание! При замерах к полученным цифрам нужно добавить по 2–3 сантиметра на припуски швов

Выкройка рукава

Косоворотка, выкройка которой делается практически одинаковой для мужчин и мальчиков, имеет несколько особенностей при выкройке рукава. В отличие от обычной рубахи, выкройка рукава выглядит тоже прямоугольником, как и становина.

Бочки (боковые полотнища) высчитываются по формуле: от длины бокового шва нужно отнять длину проймы. Стандартно, за среднюю ширину изделия берут 1 метр, но если заказчик хочет более приталенный вариант, тогда выкраивается рубашка по индивидуальным замерам.

Выкраивая рукава, важно не забыть про ластовицу. Это подмышечные вставки. Стандартно они выкраиваются в виде квадрата, примерно 15 × 15 см или 20 × 20 см

Стандартно они выкраиваются в виде квадрата, примерно 15 × 15 см или 20 × 20 см.

Ластовица – не самый важный элемент рубашки и без нее можно обойтись. Но ее наличие считается знаком качества хорошего изделия. Ластовица может быть треугольной, квадратной, в форме ромба и служит для укрепления бокового шва, соединяющего полочку и спину

Новичкам, которые шьют рубашку впервые, можно не заострять внимание на ластовице и пошить изделие без нее

Ширина рукава должна приравниваться к ширине становины и равняться 36 см. А вот длина определяется индивидуально. Рукав может быть коротким, до локтя, 2/4 или полностью длинным.

Горловина

Для горловины можно использовать любую тесьму. Чтобы изделие смотрелось нарядно, можно притачать вышитую кайму. Перед тем, как сшивать бочки, нужно обработать застежку косоворотки. Сам воротник втачивается уже после того, как все детали будут сострочены, то есть в самом конце.

Манжета для рукава – выкройка

Манжеты выкраиваются по желанию, в зависимости от задуманной модели. Рукав можно оставить свободным или выкроить манжеты, чтобы они прилегали к запястью. Еще один вариант: резиночка на краю рукава.

Вам это будет интересно Как ушивать мужские и женские рубашки по швам

Мастер-класс по выкраиванию и пришиванию манжеты:

Манжеты

Характеристика атласного переплетения, отличие от сатинового

Для особой гладкости материалов ткачи изобрели способ переплетения, при котором основная нить перекрывает сразу несколько уточных, обычно от пяти и более. Так лицевая сторона получается гладкой, а изнанка — шероховатой.

Материи атласного переплетения пригодны для пошива разнообразных изделий, ещё ткани используются в качестве основы под рисунок. Он либо вышивается из цветных нитей жаккардовым методом, либо печатается краской.

Атлас-стрейч «Розовый»

Иногда атласный способ объединяют в одну группу с сатиновым. Эти переплетения схожи, но в сатиновом методе уточные нити накрывают основу, а в атласном — наоборот. Различить блестящие материалы можно по структуре: у атласных линии вертикальные, у сатиновых — горизонтальные.

Чаще всего для создания атласа берётся натуральное шёлковое волокно. Материя может состоять и из других натуральных и искусственных нитей — хлопка, вискозы, а также содержать синтетические компоненты. Нейлоновые и полиэстерные волокна повышают эксплуатационные качества атласа и снижают его стоимость.

Небесно-голубая атласная ткань

Это интересно: Обработка текстильных материалов — огнезащитная, ламинирование, грязеотталкивающая

Приступаем к нанесению вышивки

Как сделать гобелен? Чтобы перенести идею картины на полотно, следует определить технику нанесения. Изображение рисуют на основе маркером, мелом. Пошаговая методика переноса:

  • Закрепить рисунок, растянуть основу на стекле. Аккуратно обвести все линии. Если образец четко просматривается, получают четкие контуры.
  • С основой из дерюги такой метод не пройдет. Нужна копирка, ее накладывают красящей стороной вниз, сверху размещают образец. Обводя все линии контуров, переносят на основу будущий сюжет.
  • Как альтернативу применяют иную технологию – перевернуть набросок и обвести все линии карандашом с маркировкой «м». Положить лист рисунком вверх на ткань. С нажимом повторить все линии, при этом предыдущее нанесение отпечатается на ткани. Способ удобен для мешковины.
  • Как вариант – вырезают контуры изображения гобелена на картоне. Потом наложить их, обвести контуры.
  • После завершения переноса основных линий рекомендуют раскрасить соответствующими цветами. Подойдут акриловые краски на водной основе, они не забьют холст или дерюжку.

Вам это будет интересно Что такое стеганная ткань: использование и уход за стежкой на синтепоне

Перенос через стекло

Плетение по гобелену лучше применять штриховым или контурным способом, через основу вертикально вниз, потом вверх от левой стороны до правой. Соблюдение параллельности – обязательное условие между стежками и долевой ниткой. Контурное нанесение начинают стежками вокруг, постепенно двигаясь по спирали к середине.

Вариант изготовления

Для создания панно или картины нужно подготовить:

  • основание – картон, бумага, пенопласт;
  • клей или гвозди;
  • пайетки;
  • схему или рисунок;
  • рамку для оформления.

Статья по теме: Квадратные мотивы крючком для кардигана: схемы с фото и видео

Дополнительно могут потребоваться: пинцет, бусины, небольшая емкость, из которой удобно будет набирать блестки. Перед началом работы на основание наносится эскиз рисунка копированием или выдавливанием. После этого можно приступить к выкладыванию и креплению блесток. Крепить двумя техниками – простыми рядами или в виде мозаики. Простые ряды используются для создания линий и контуров. Технику мозаики удобно применять для «заполнения» объема рисунка. Вначале крепится первый ряд, а следующий ряд сдвигается на шаг, равный половине пайетки.

Завершенный вид работе придаст красивая рамка. Такой вариант создания картины подойдет даже для детей дошкольного возраста. Но следует помнить, что работать с гвоздями и термопистолетом можно только под присмотром взрослых.

Головные уборы

Отличительная черта русского костюма — большое разнообразие головных уборов. Они указывали на возраст, социальный статус, достаток человека. Отличались уборы для незамужних и замужних девушек. Первые были лёгкими и простыми. Они оставляли часть головы и волосы носительницы открытыми. Примеры:

  • ленты;
  • венцы и венки;
  • повязки;
  • обручи;
  • красиво сложенные платки.

Замужние женщины были обязаны полностью покрывать голову и волосы. Они носили такие уборы:

  • кика — шапочка, украшенная двумя рогами или полукруглой фигурой, похожей на лопату;
  • кокошник — нарядный головной убор с высоким щитком надо лбом;
  • повойник — плотная шапочка для повседневного ношения, украшена тесьмой, которая полностью закрывает волосы;
  • сорока — кичка с твёрдым околышем, занижена в области лба и повышена с боков.

Мужчины на Руси надевали тафьи — небольшие круглые шапочки. Поверх них носили обычные шапки, треухи, мурмолки. Тафьи считались обязательным компонентом костюма и не снимались даже в церкви.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Кому позволяли спать на печи?

Однако спать на «перекрышке», в самом теплом и комфортном месте, было привилегией. На ней бы просто все не уместились: типичная крестьянская семья была многодетной. Размеры самой большой лежанки позволяли расположить до 5-6 человек, но чаще всего на стандартной печи умещалось два человека.

Хозяева в своей избе, 1990 – Первенцев/Sputnik

Часто место это доставалось самому почитаемому или старшему члену семьи – мужчине-главе семейства или старцу. Еще на печь традиционно клали тех, кто заболел – считалось, что печь исцеляет. На ней же выхаживали недоношенных младенцев.

Все прочие члены семьи на печь взбирались только с разрешения, а спали на так называемых полатях – специальных полках между печью и стеной. Полати, часто в два яруса, тоже были теплым местом, хотя и не таким комфортным, как привилегированная «перекрышка».

Какие были рукава рубашки

Рукава у рубахи также имели определенный сакральный смысл. Их делали длинными и широкими, на запястье перевязывали веревочкой. В распущенном состоянии рукава были намного длиннее руки и достигали земли.

Рукав на завязке и распущенный

На праздничных женских рубахах вместо завязок использовались браслеты с застежками – «обручья, обручи».

Серебряное обручье, 12 век

Предположительно, языческая праздничная женская одежда имела одновременно обрядовое назначение. Поскольку у древних славян почти все праздники были посвящены божествам, нарядная одежда надевалась как для красоты, так и для выполнения магических ритуалов. Так, на браслете 12 века, изготовленном для священного праздника, сохранилось изображение танцующей девушки, у которой руки в спущенных рукавах взлетают как лебединые крылья. Возможно, это ритуальный танец дев-птиц, приносящих земле плодородие.

Девушки в ритуальных нарядах

Древняя вера в магическую силу одежды дошла до нашего времени через народные сказки и предания. Например, сказка о Царевне-лягушке, где танцующая царевна машет широкими рукавами и этим совершает волшебные действия.

История русского народного костюма

В настоящее время самые старинные русские костюмы, которые сохранились в музеях до наших дней, датируются началом 18 века. Некоторые образцы сохранились в частных коллекциях, а некоторые передавались как память в богатых крестьянских семьях. Во время становления советской власти в России многие зажиточные крестьяне были репрессированы или высланы, поэтому одежда не сохранилась.

Ещё одним источником, по которому можно судить, как выглядела одежда наших предков, является литература. По картинкам и описаниям из старых книг можно видеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Более поздние образцы одежды можно восстановить только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и её состав и даже вышивку.

Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно одинаков. Один и тот же стиль наряда прослеживался как у простых крестьян, так и у знатных бояр. Только боярин мог себе позволить вещи из дорогой ткани и меховую шубу. Кроме того, его можно было сразу отличить по высокой бобровой шапке, носить которые могли только знатные люди.Сильный урон традиционной русской одежде был нанесён Петром Первым, который запретил боярам одеваться в соответствии с древними обычаями.

После этого русский костюм оставался только в среде крестьянства, купечества и мещанства. Правда, через некоторое время Екатерина Вторая возродила моду «а-ля русс», но это не слишком помогло, так как знать к тому времени привыкла к самым разным костюмам европейского кроя. Последние традиционно русские костюмы надевали ещё в начале 20 века в деревнях, но лишь на свадьбы и крупные праздники.

Магнетизм вышивки-оберега

С седой древности повелось, что национальная одежда украшалась. Народная мужская рубаха не исключение. Когда язычники-славяне стали христианами, вера в силу вышивки как оберега не забылась. Наши предки помнили, что враги могли передумать нападать, рассмотрев символичный рисунок. Правда ли это или красивая сказка? Если враги точно так же умели читать вышивку, они постигали силу Рода, когда одежда воина показывала им щит Перуна или Сварога.

Мощным оберегом на мужской рубахе служили символы свастики, которые охраняли хозяина от черной энергии и сил зла. Другие популярные мотивы вышитых узоров:

  • Берегини – стилизованные изображения женских фигур с солнечными знаками или птицами в руках. Они несли счастье и торжество духовного богатства над материальным.
  • Барвинок – цветок, олицетворяющий вечность круга жизни.
  • Ласточки традиционно доставляли славянам на крыльях успех и возрождение весны.
  • Петухи – украшение для рубахи мужчины-хозяина, главы семьи.
  • Хмель. Гирлянды из листьев и плодов означали молодость и любовь и проявляли защитную силу на одеждах юношей и девушек.
  • Маки по славянским преданиям берегли от любого зла. Этими цветами расшивали свадебные наряды молодоженов.

Энергетику вышивки признавали, когда пеленали новорожденного мальчика в поношенную рубаху отца, а девочку – в материнскую. Так принимали потомка в семью, передавали родительскую энергетику и защиту Рода. Только к трехлетнему возрасту малыша переодевали в детские рубашечки, сшитые из новой ткани, чтобы он мог найти собственное единство с окружающим миром.

Из видео-ролика Вы узнаете как можно сшить народную рубаху.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий