Ткань кирза: описание материала, свойства, достоинства и недостатки

Как изготавливают кирзу?

Обувной материал кирза изготовляется на хлопковой основе с покрытием из каучука. Чаще всего это покрытие имеет черный цвет, хотя производится также белая и бежевая композиционная ткань.

Процесс изготовления материала для пошива обуви проходит в пять этапов:

Сапоги российского солдата с юфтевым (яловым) низом и кирзовыми голенищами. Фото: Public Domain

  • Производство тканевой основы.
  • Нанесение на трёхслойную ткань латексного раствора каучука с различными наполнителями, красителями и вулканизирующими компонентами.
  • Образование плёнки под влиянием высокой температуры в термокамере на поверхности сукна.
  • Уплотнение материала путём каландрирования — пропускание ткани через горячий каландр (машина с прокатными валами, придающая гладкость, лоск, ровную поверхность ткани).
  • Теснение лицевой стороны ткани под свиную кожу.

В процессе производства кирзы используются: хлопчатобумажная основа, поливинилхлорид суспензионный, диоктилфталат, бутадиеннитрильный каучук, стеариновая кислота, мел, технический углерод, красящие пигменты.

Качественная кирза имеет равномерно нанесенное тиснение и полностью прокрашенные края, на ней не должно быть царапин, потеков, изменения оттенков. Современная модификация этого материала, при изготовлении которой применяют не каучук, а поливинилхлорд, носит название шарголин или «Универсал». Такая ткань более мягкая, но считается менее морозостойкой. Вместо довольно грубой хлопчатобумажной основы виниловая кирза (винилискожа) часто изготовляется на основе нетканых материалов, благодаря чему выдерживает многократные нагрузки на изгибы без растрескивания и расслаивания.

Основными преимуществами кирзы являются:

  • водоустойчивость;
  • прочность к разрыву, проколу и истиранию;
  • эластичность;
  • воздухопроницаемость;
  • гигроскопичность внутреннего слоя;
  • легкость;
  • способность сохранять свои свойства до -30 градусов;
  • высокий уровень защиты;
  • дешевизна.

Применение

До настоящего времени кирза является очень востребованным материалом. Хотя армейские сапоги ушли в прошлое, эта ткань по-прежнему используется в качестве материала для берцев, ботинок, другой обуви и приспособлений, в том числе предназначенных для использования в очагах химического и радиоактивного заражения, для защиты от поражения током. Кирзовую обувь часто используют строители, работники химических предприятий, сельского хозяйства, ее любят дачники и садоводы.

Прочные и надежные кирзовые детали используются как вставки в спортивную обувь , в том числе танцевальную и гимнастическую, изготовление спортивного инвентаря (в частности, боксерских груш и перчаток). Ну и, конечно же, этот качественный заменитель кожи используют в технических целях – для сумок, ремней, чехлов, мешков и др.

Как ухаживать за изделиями из кирзы

Материал неприхотлив, но требует знания специальных методов ухода. При каждодневном ношении изделия из кирзы нужно 1-2 раза в неделю протирать составами для полировки, кремами, сделанными на основе органических растворителей. Вполне можно для этого использовать обычный гуталин. Если на кирзу попала вода, материал нужно просушить при комнатной температуре без дополнительного прогревания. Затем кирзу нужно смазать кремом, швы – касторовым маслом или животным жиром.

Кирза – это наша всенародная ткань, которая выручала и продолжает выручать в самых сложных условиях. Материал надежен и долговечен.

Интересное об армейской обуви можно узнать из видеоролика.

Кирзовые сапоги известны каждому из нас как истинно русская форменная обувь. Их вид уникален, без них невозможно представить российского воина. На протяжении нескольких десятилетий солдаты нашей армии обуты в эти грубые, но, как показывает практика, прочные сапоги. Приглянулась недорогая ноская обувь и обычным людям: сельским жителям, любителям рыбалки и охоты.

Она не пропускает ни воду, ни грязь, является на удивление прочной. И вот уже долгие годы кирзовые сапоги пользуются спросом, хотя их давно считают пережитком прошлого.

Немного истории

Слово «кирза» – это не как думают некоторые, а сокращенное название предприятия Кировский завод, где эти сапоги выпускают. Кирза является кожзаменителем и представляет собой многослойную прочную хлопчатобумажную ткань, обработанную пленкообразующим веществом. Для придания материалу вида грубой натуральной кожи, его подвергают тиснению.

А началось все с поиска материала для пошива солдатских сапог. Кожа являлась слишком дорогой, государство было не в состоянии обеспечить бойцов обувью из натурального материала. Требовался недорогой прочный заменитель, пригодный для использования в суровых армейских условиях.

Первым начал опыты с разработкой кирзы русский ученый Михаил Поморцев. Только тогда она еще так не называлась. Сапоги стали именоваться «кирзачами», когда были запущены в массовое производство во время Великой Отечественной войны. Первые опыты М. Поморцев проводил с каучуком, но они были неудачны.

Сапоги из такого материала не выдерживали возложенной на них нагрузки и ломались. Перед началом ВОВ разработки материала для солдатских сапог были продолжены инженером Иваном Плотниковым, и на это этот раз они увенчались успехом. Работа была выполнена в сжатые сроки, и в 1942 году уже был налажен выпуск солдатской обуви.

Таким образом, Россия стала главным производителем кирзовых сапог. Нижнюю часть и носок изготавливают из юфти, а голенище – из кирзы, что делает процесс производства более дешевым. Более 80% продукции завода предназначено для армии.

Кирзовые сапоги. Наши дни

Солдаты и сегодня носят кирзовые сапоги, хотя предпринимаются попытки перевести военных на ботинки со шнуровкой.

Кирзовые сапоги надежно защищают ноги солдат от любых внешних воздействий, а также от жары и мороза. Они приспособлены для длительных походов по лесам и болотам. Подошва выполнена из долговечной резины и крепится с помощью гвоздей. Носок и задник сделаны из юфти, голенище – из кирзы. Жесткий задник и гранитолевый подносок обеспечивают устойчивость ноге. Сапоги кирзовые хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации в экстремальных условиях.

Как уже говорилось, они пользуются спросом и на гражданке. При покупке нужно знать, что сапоги пошиты с учетом того, что их будут надевать на портянки, поэтому тонкие носки в них сразу порвутся, да и ногам будет неудобно. Сегодня каждый может купить кирзовые сапоги. Цены на них колеблются в пределах от 800 до 1000 рублей, а износа им не будет. Их продают как в магазинах спецодежды, так и на торговых площадках интернета.

Особенности материала

Водостойкость и отталкивающая способность гарантируется при уменьшении еловых танидов, и увеличении ивовых. Так же, добавление жира, примерно 23-25% гарантирует повышение отталкивающих воду свойств. На картинке показан процесс дубления.

Для уменьшения химического воздействия на материал, кожу обрабатывают различными реагентами.

Покраска материала происходит во время дубления. Красящие вещества как бы вбиваются в кожу и запечатываются. После покрываются блеском и запечатываются. Внутренняя сторона остается в первоначальном покрашенном виде.

С приходом новых химических технологий, появился еще один способ дубления с обширным химическим составом — хромцирконий синтановый. Этот способ характеризуется помещением кожи животного в металлическую ванную, который обрабатывается алюмокалиевым квасцам с добавлением хлориданатрия. Создавая химическую реакцию, реактивы повышают водостойкость материала.

Процесс высыхания кожи

В России существует стандарт свойств, которому должны следовать все производители яловой обуви.

Яловую кожу чаще всего используют для голенища сапог. Обладая такой эластичностью и прочностью, достаточно популярна среди военнослужащих. Из-за большого процента жира в составе защищают солдатов от промокания ног и сохраняют внутреннее тепло.

В повседневном мире дизайнеры, используют яловую кожу для создания женских и мужских берц. На последних модных показах известных брендов можно увидеть, что используют крупные берцы для повседневных образов. Молодое поколение покупает такую обув из-за практичности, лаконичности, легкости (не считая грубой подошвы) и свойства сохранения тепла в зимний период. Ценовая политика значительно завышена на такую продукцию.

Модель популярных берц

Так же, обувь используют на больших предприятиях и в цехах. За сет высокого голенища, водостойкости и свойств против химического воздействия, прекрасно защищают персонал от ожогов, не дают ногам сильно потеть и преть в обуви. Подошву подбивают металлической пластиной для заземления. В помещениях, где большое количество воды, на подошву набивают резинки.

Для работников бензоколонок, так же предпочитают приобретать ботинки из ялового материала. Они не дают ногам контактировать с бензином, а в зимнее время сохраняют тепло.

Все работники аэропортов, которые связаны с самолетами, носят сапоги или ботинки из яловой кожи. Как раз у них и набита металлическая пластина на подошве для заземления человека.

Из яловой кожи изготавливают не только обувь, но еще много других продуктов. Вот перечень изделий и такого материала:

  • предметы интерьера и мебель;
  • портмоне, кошельки, сумки — изделия долгой носки;
  • босоножки;
  • военное снаряжение, охотничье (разного рода кобура, подтяжки, ручки);
  • изделия для конного спорта.

Изделия для конного спорта

Преимущества и недостатки

Выбирая сапоги для походов, необходимо взвесить все достоинства и недостатки каждой модели

В первую очередь следует обратить внимание на подошву, устойчивость к влаге, прочность

Не играет важной роли внешний вид обуви, под слоем грязи его все равно никто не заметит. Из преимуществ рассматриваемой модели можно выделить:

Из преимуществ рассматриваемой модели можно выделить:

Из преимуществ рассматриваемой модели можно выделить:

  1. Кирзовые сапоги изготавливаются из хлопковой ткани, покрытой искусственной пропиткой – бутадиен-натриевым каучуком. Этот материал обеспечивает непромокаемость изделия, поэтому в нем можно спокойно ходить по лужам.
  2. Обувь не боится бездорожья, она позволяет пройти как по горам, так и по болоту.
  3. Благодаря высокому голенищу, в сапогах можно спокойно заходить на долгое время в водоемы. Ботинки этим похвастаться не могут.
  4. Кирза – очень плотный материал, ее износостойкость сравнима с натуральной кожей. Правильный уход гарантирует, что сапоги не порвутся в неподходящий момент.
  5. Кирзовые сапоги обладают удобной нескользящей подошвой.
  6. Стопа в кирзачах размещена устойчиво, если выбирать изделие так, чтобы был небольшой запас для теплых носков.
  7. Ноге комфортно в этой обуви, поэтому путешественник сможет одолеть длинные дистанции. Но кирзачи требуют привыкания, так как они тяжелее кроссовок.
  8. Во время похода сапоги можно быстро обуть, если в этом есть необходимость.
  9. Не нужно беспокоиться, что шнурки на обуви развяжутся и станут причиной падения и травм, обледенеют или попросту порвутся.
  10. Благодаря искусственному заменителю кожи, цена этой обуви низкая.
  11. Сравнительно небольшой вес сапог, обусловленный использованием хлопчатобумажной ткани в качестве основы.

Среди недостатков можно отметить жесткость материала. Если приобрести слишком высокую модель, в ней будет тяжело согнуть ноги. Кирзовые сапоги имеют отделку под свиную кожу, но они не отличаются стильным дизайном.

Что представляет собой кирза, когда и как она появилась

Создателем оригинальной ткани кирзы является русский изобретатель Поморцев. Началось все в 1904 году. В этот год он создал состав, который состоял из канифоли, парафина и желтка куриных яиц. Яйца, кстати, играли необычную роль: они пропитывали основу ткани. Но самым главным, так сказать базовым и основным материалом, являлась шерстяная ткань kersey. Так называется шерсть овец, которых разводят исключительно в провинциях Англии. Эта шерсть стала основоположником нынешнего названия. Хотя здесь стоит упомянуть интересный факт: ранее в слове «кирза» употребляли в первом слоге букву «е» и ударение ставилось также на первый слог.

Но в те времена, когда Поморцев ещё только изобрёл своё детище, кирза не выглядела, как современная ткань. Как минимум способами использования. Из неё не делали сапоги. Тогда она была нужна для создания чехлов для артиллерийских орудий. Проблема заключалась не только в отсутствии нужных современных технологиях, но и в экономии средств. Производители и заказчики не хотели тратить много денег, ведь могли уйти в сильные убытки. Так постепенно про кирзу и забыли, сославшись на большую стоимость производства подобной ткани.

С тех пор, вспомнили про них только в тридцатые годы двадцатого века, когда советские учёные доработали изобретение Поморцева. Они усовершенствовали основную технологию, пропитав основу искусственным каучуком. Этими учёными были: Лебедев и Бызов. Подобное улучшение всей технологии посодействовало в развитие производства сапог из кирзы, которые применяли русские солдаты на русско-финской войне. Сапоги можно было носить, но они были непрочными, постоянно трескались на морозе и твердели, а также становились сильно ломкими. Из-за этого их производство заморозили, а про кирзу вновь забыли.

Окончательно всё изменилось уже во время второй мировой войны. Был настоящий дефицит обуви в армии, поэтому советского учёного Плотникова поставили на производство. Он усовершенствовал технологию кирзы и поставил изготовление сапог из кирзы на поток. Новшеством было то, что сапоги, наконец, стали прочными и устойчивыми, перестав трескаться на морозе и твердеть. По его технологии такие сапоги делают до сих пор.

История изобретения

Некоторые полагают, что название произошло от сокращённого наименования завода, где во времена ВОВ началось её массовое производство для изготовления сапог, — Кировский завод. Однако, это ошибочное мнение, так как название материалу дали до этого.

Ещё с древних времён для придания тканям новых свойств люди использовали специальные пропитывающие составы — масляный или каучуковый. Это делало их водостойкими и более прочными.

Шотландский химик Чарльз Макинтош был первым, кто изобрёл непромокаемый материал на основе латекса. Впоследствии из него начали шить плащи-макинтоши, которые не промокали в любую погоду.

Во времена царской России встала необходимость изобретения материала, который мог бы заменить натуральную кожу для производства армейского обмундирования.

В 1904 году Михаил Поморцев, русский учёный и изобретатель в области ракетной техники и аэрологии, после экспериментов с заменителями каучука и получения брезента, определил новый состав пропитки ткани, позволяющий ей отталкивать влагу и пропускать воздух. Она состояла из яичного желтка, парафина и составляющей смолы хвойных деревьев — канифоли. Несколько слоёв ткани, пропитанные этим составом не пропускали влагу, но «дышали». М. М. Поморцев получил за это изобретение несколько наград.

В начале Первой Мировой войны он предложил применение кирзы для изготовления солдатских сапог. Были успешно протестированы пробные партии. Но изготовители обуви из натуральной кожи понесли бы от этого убытки, поэтому препятствовали передаче заказа на крупную партию кирзовых сапог. После смерти изобретателя в 1916 году эта идея была на время забыта.

В 1928 году был изобретён синтетический каучук, который спустя год стали применять для производства кирзы. Качество полученного материала было плохим — он ломался и покрывался трещинами. Неудивительно, что название «кирза» означало «слой замёрзшей земли».

В дальнейшем в условиях нехватки натуральной кожи и средств на солдатскую экипировку было принято решение возродить производство кирзы, но сначала необходимо было усовершенствовать технологию её изготовления. Исследования продолжались на московском заводе «Кожимит».

Главный инженер Александр Хомутов пригласил для совместной работы учёного химика Ивана Плотникова. В 1939 году была выпущена первая партия сапог из усовершенствованного материала.

Спустя два года на том же заводе, где главным инженером был уже Иван Плотников, наладили производство лёгких удобных сапог, не пропускающих влагу и способных удерживать тепло. С тех пор наша страна являлась крупнейшим в мире производителем кирзовой ткани. 85 % шло на производство армейских сапог. Не так давно было принято решение постепенно перевести армию с сапог и портянок на берцы и носки. Но в некоторых условиях и по сей день службу невозможно представить без кирзы.

Разновидности кожи в зависимости от технологии обработки

Производители обуви выпускают продукцию из шлифованной, тисненой, ламинированной кожи и т.д. Из каких видов кожи шьют, зависит от предназначения продукции.

Нубук


Натуральный нубук представляет собой отшлифованную кожу. Благодаря шлифовке поверхность изделий бархатистая, мягкая. Матовый материал обладает эффектом поглощения света и выглядит дорого и презентабельно. Носить обувь из натурального нубука рекомендуется в сухую погоду.

Если нубук пропитывают специальным средством, такой материал называют нубук-ойл. Изделия из него более неприхотливы в носке и долговечны.

Замша

Вырабатывается с использованием технологии жирового дубления. В процессе обработки из шкуры животных (в основном, молодых телят, оленей) удаляется гладкая лицевая поверхность. Иногда замшу обрабатывают с внутренней стороны (бахтармяной), иногда – с лицевой.

Характерные особенности материала – высокие гигиенические свойства, повышенная тягучесть и мягкость. В носке замшевая обувь комфортна и устойчива к водопроницанию.

Велюр

Разновидность шлифованной кожи. Для производства велюра используют шкуры козлины, шеврета, опойка (теленок до 6 мес.), выростка. Обрабатывается материал с внутренней стороны, поэтому, как правило, используют шкуры животных с многочисленными дефектами на лицевой стороне.

Ворсистостью велюр напоминает замшу, но по свойствам уступает ей. Велюровая обувь боится воды и грязи, а ее формоустойчивость оставляет желать лучшего.

Лаковая

Вырабатывается из шевро, опойка, козлины. Поверхность кожи покрывают лаком или полиуретановыми смолами. Получается очень гладкая блестящая лакированная поверхность. Обувь из нее требует особого ухода и обращения. Не рекомендуется носить лаковые туфли или сапожки с лакированным верхом в дождливую погоду, также противопоказана им жара свыше 25 градусов и минусовые температуры.

Обувь из натуральной кожи – отличный вариант для любого сезона. К тому же, это еще и экологичная продукция, так как в ней отсутствуют химические вещества.

Предыстория появления ткани

Во времена Великой Отечественной войны кирзовые сапоги носили все наши солдаты.

Потребность в материалах, защищающих от дождя, ветров, возникла давно. В странах Южной Америки для пропитывания полотен использовали сок каучуконосов. Некоторые индейцы поступали проще. Они окунали ноги в сок каучуконосных растений. После высыхания сока на ноге образовывалось покрытие, защищающее от воды.

Европейский опыт

Приобретение сока таких растений – латекса – могла себе позволить Шотландия. Для пропитывания тканей латекс в больших количествах нужно было в чем-то растворять. Шотландский химик Ч. Макинтош из отходов перегонки угля создал растворитель, с помощью которого полотна смогли пропитывать растворами латекса. Так появилась ткань, а затем плащи, названные в честь автора изобретения макинтош. В других местах ткань покрывали воском, смолами, маслом. Особенно остро ощущалась необходимость прочных защитных тканей в армиях всех стран и народов.

Российский опыт

В России в конце 19 века затраты на кожаную обувь и амуницию составляли четверть от всей суммы денег, выделяемой армии. Это много. В начале 20 века русский талант М. Поморцев создал метод пропитывания тканей отечественным сырьем: канифолью, желтком яиц, парафином. В качестве основы была использована английская ткань из грубой шерсти с названием kersey. Материал стали называть керзой. Впоследствии название трансформировалось в кирзу. Полученная ткань прошла успешные испытания в войне 1904 года между Россией и Японией. Как это часто у нас бывает, изобретение после войны широкого распространения не получило. Возможно, сказалось сопротивление поставщиков кожи. Да и состав был дороговатым, одних яиц сколько требовалось.

Советские успехи

В 1928 году коллектив химиков во главе с С. Лебедевым, Б. Бызовым изобрел метод получения синтетического каучука из винного спирта. С сырьем в России проблем не было. Спирт (самогон) испокон веку гнали из картошки. В 1933 году было запущено производство, поставляющее дешевый синтетический каучук. Очень жаль, что по случайному стечению обстоятельств оба изобретателя скончались весной 1934 года. Заболели они сразу оба, к сожалению.

Работу по получению ткани продолжил химик И. Плотников. Первую партию кирзовых сапог апробировали в советско-финскую войну. Нареканий было немало. На морозе кирза становилась твердой, хрупкой, легко ломалась. Выпускал сапоги в те времена только Кировский завод. Существует версия, не соответствующая правде, что название «кирза» — это сокращение от названия завода.

В начале Великой Отечественной войны И. Плотникову было поручено срочно доработать технологию. Он с задачей справился. К концу войны кирзовые сапоги носили уже все наши солдаты. С тех пор кирза используется постоянно как прочная, защитная ткань, очень похожая на кожу.

Яловые и юфтевые сапоги. Есть ли разница?

Улучшить качество, удобство и срок носки сапог позволило применение юфти (яловой кожи). Последняя изготавливалась из шкур крупного рогатого скота, конских и свиных. Несмотря на грубую выделку, она было уже натуральным материалом, обладающим всеми присущими ему качествами: гигроскопичностью, способностью сохранять тепло, высокой прочностью, гипоаллергенностью. Применение юфти сказалось на удобстве носки, кожа лучше принимала естественную форму ноги, чего нельзя было сказать об искусственном материале.

Другое название юфти – «русская кожа». Она проходит несколько стадий дубления и вырабатывается из шкур ялового (не старше 1-1,5 лет) крупного рогатого скота, конских и свиных. Технология ее выделки менялась со временем, внедрялись новые способы дубления (применялись соли хрома), но качество всегда позволяло использовать для производства прочной обуви. Яловая кожа, применявшаяся при их изготовлении, считалась оптимальной для условий вредных производств, где сапогам, на тот момент, не было равных.

Неоднократно разрабатывались ГОСТы, регулирующие качество обуви из юфти. Из-за названия кожи, использующейся при изготовлении, сапоги из юфти называли яловыми. Различий практически нет, если не считать толщину материала, которая могла незначительно отличаться.

Сапоги из яловой кожи входили в состав вещевого обмундирования, выдаваемого в Вооруженных силах, были востребованы в сельской местности, работниками вредных производств. Они прекрасно сохраняли ноги охотников, тружеников села от холода, влаги и ударных нагрузок. Сталевары использовали их в условиях высоких температур, где кожа проявляла свои лучшие качества, эффективно отводя лишнюю влагу и защищая от попадания искр. Сварщики ценили их за эффективную защиту от окалины и диэлектрические свойства.

Эх, путь-дорожка фронтовая…

Использование дешевого заменителя, по подсчетам нового наркома обороны маршала С.К. Тимошенко, позволяло сэкономить почти 4,45 млрд квадратных метров юфтевой, 2,38 млрд квадратных метров хромовой и 559,9 тонны подошвенной кожи в год3. Огромные объемы, которые воюющая страна не могла дать фронту. Кирза без преувеличения стала спасением. Это отчетливо понимали в Кремле.

10 апреля 1942 года одиннадцать специалистов, причастных к изобретению и внедрению в промышленность заменителей кожи, были удостоены Сталинской премии II степени.

Предприятия Москвы, Ленинграда, Ферганы, Куйбышевской области поставили кирзачи на поток. В первую очередь они направлялись в действующие войска. Тыловые части до октября 1942 года «донашивали» ботинки или отремонтированные после фронтовых испытаний сапоги. К ремонту в Красной армии подходили серьезно: каждая пара армейской обуви хоть раз проходила через руки сапожных дел мастеров.

Новинку в войсках восприняли с энтузиазмом: «Мне не страшны грязь и вода: я получил новые кирзовые сапоги 38С, — писал в апреле 1942 года гвардии техник-лейтенант Б.Е. Корсаков. — Испытание они выдержали хорошо»4. Кирзу носили круглый год, за исключением крепких морозов. Зимой во время оттепели и в межсезонье на ноги наматывали байковые портянки.

Чтобы защитить кирзу от воды, ее натирали солидолом и дегтем. Увы, промокший кирзовый сапог разбухал, становился еще тяжелее и теснее. Это объяснялось «не усадкой кирзы, а значительным коэффициентом трения»5. Неопытные бойцы через несколько дней переходов по распутице с трудом втискивали в них ноги. Фронтовик Э.Е. Приклонский вспоминал: когда в октябре 1942 года курсантам Челябинского танкового училища выдали новые кирзовые сапоги, «только немногие из нашего брата, либо более сообразительные от природы, либо умудренные житейским опытом, взяли себе обувь на один-два номера просторнее»6. Остальные, промучившись две недели, вынуждены были вернуть старые разношенные «башмаки».

Тяжелее всего в кирзовых сапогах приходилось женщинам. Ведь размеров меньше 38-го не производили — и те пропадали сразу. Редкая участница войны не поминала лихом «огромные кирзовые сапожищи», удивляясь собственной выносливости. Как писала поэтесса Юлия Друнина:

До сих пор не совсем понимаю, Как же я, и худа, и мала, Сквозь пожары к победному Маю В кирзачах стопудовых дошла.

«На ногах — кирзовые сапоги размера на четыре больше, чем нужно, — писала в 1942 году военная переводчица И. Дунаевская. — На непомерно большие сапоги налипают огромные комья глины, сапоги вязнут в жидком месиве дороги: чтобы переставлять ноги, приходится делать огромные усилия и то и дело руками соскребать глину с сапог. А ближе к передовой — того хуже: в ходах сообщения в сапоги заливается густая глинистая жижа и стягивает их с ног; не раз солдаты штыками выуживали из вязкого месива мой утонувший сапог, пока я в позе аиста стояла на одной ноге; жидкую грязь выливали, и я натягивала спасенный сапог на мокрую портянку»7.

Девушке повезло: через год старшина из соседней части раздобыл ей сапоги — «не какие-нибудь кирзовые, а мягкие, яловые и, главное, по ноге»8. Такие полагались только офицерам, но разумное начальство смотрело на девичье нарушение устава сквозь пальцы…

Что за материал — кирза?

Кирза представляет собой прочную ткань на основе хлопка и каучука. Массовые обороты изготовления материала начались во время Второй отечественной войны на заводе Кировского. Говорят, что именно от фабрики пошло название. Но кирза была известная до войны. Изначально название звучало как «керза». Постепенно буква «е» в слове была заменена на «и». Кирза используется в военной сфере для изготовления разных элементов обмундирования. Чаще всего многослойную ткань используют для сапог. Материал является дешёвым аналогом кожи. Чтобы добиться необходимой внешней фактуры, поверхность подвергается тиснению. Обычно изделия имеют чёрный цвет. Иногда встречаются светлые варианты.

Этапы производства кирзы:

  • размотка рулона с хлопком с помощью специальных механизмов;
  • обработка поверхности каучуком;
  • термическая обработка обеспечивает образование плёнки;
  • тщательное уплотнение, придание гладкости и ровной поверхности;
  • тиснение поверхности, чтобы добиться внешнего вида кожи;
  • свёртывание рулончика.

Откуда появился?

Кирза не является разновидностью кожи. Название сформировалось ещё в дореволюционное время. Материал стал заменителем кожи. Он имеет многослойную структуру из прочного хлопка, а сверху наносят каучук для образования плёнки. Чтобы сапоги выглядели кожаными, используют тиснение.

Изначально стояла задача найти материал для пошива сапог для солдат. Натуральная кожа достаточно дорогая, поэтому государство не могло обеспечить такой обувью всех военнослужащих. Нужно было найти недорогой, но прочный аналог, который подходит для эксплуатации в экстремальных условиях.

Сначала над кирзой работал Михаил Поморцев. Тогда материал ещё не имел современного названия. Оно появилось благодаря массовому производству. Первые опыты учёного не увенчались успехом. Кирзовики того образца обладали небольшой прочностью, легко ломались при нагрузках, требовали доработок.

Во время Великой Отечественной войны опыты Поморцева возобновил Иван Плотников. Результат исследований был положительным. Времени на работу было немного, сроки поджимали, и уже в 1942 году началось массовое производство кирзовой обуви.

Россия считается главным импортёром кирзаков. При этом для подошвы используют юфть или прочную резину, а остальные элементы выполняют из кирзы. Это делает изделия достаточно дешёвыми без потери качества. Большую часть сапог используют для военнослужащих. Но 20% эксплуатируется и гражданским населением. Производство насчитывает 150 миллионов выпущенных пар сапог.

Современные аналоги

Современные аналоги созданы на основе поливинилхлорида. Материал называется «шарголин». Также встречается название «Универсал». Ткань достаточно прочная, хоть и более мягкая.

Преимущества современных аналогов:

  • устойчивость к влаге;
  • пропускает воздух;
  • повышенная прочность, исключающая разрывы, стирание;
  • небольшая масса;
  • эластичность;
  • возможность внутреннего слоя впитывать пар;
  • высокие защитные свойства;
  • возможность сохранять функции при минусовой температуре;
  • доступная цена.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий