Ткань муар: описание материала, свойства, достоинства и недостатки

Что шьют из муара

Несмотря на быстротечность изменения тенденций в моде, муар на протяжении столетий остается одной из лучших тканей для создания имиджевых нарядов, домашних текстильных изделий. Из муара шили и шьют наградные орденские ленты, делают чехлы на парадную мебель, декорируют помещения для проведения торжеств.

Удивительно, на полотнах некоторых живописцев муар был везде: дамы в нарядах из переливающихся тканей изображены в комнатах с муаровыми шторами, искрящимися накидками на мебели, . Джеймс Тиссо, любивший писать портреты знатных женщин Парижа и Лондона, особенно хорошо передавал красоту бликов муара.

В России до революции муар изумительной красоты выпускала фабрика Н. Серебряникова, расположенная в Петербурге. Муаровые ткани изображены в нарядах дам, на наградных лентах Петра I, полководцев: А.В. Суворова, М.И. Кутузова, генерала П. Багратиона, адмирала Ф. Ушакова. Для каждой награды был узаконен определенный цвет муаровой ленты. В музеях встречаются даже туфли, обтянутые муаровой тканью.

Сейчас муар по-прежнему в моде. Из него шьют:

  • свадебные, вечерние платья;
  • концертные костюмы;
  • наряды в стиле ретро, оп-арт;
  • элементы декорации;
  • портьеры, шторы;
  • используют для обивки нарядной мебели неповседневного использования;
  • изготавливают наградные ленты.

Привязанность стилистов, дизайнеров к материалу вполне объяснима его необычными свойствами. Достоинством муаровых тканей является:

  • всегда изысканный внешний вид;
  • способность хорошо ;
  • высокая прочность;
  • легкая драпируемость.

Области применения

Модели настолько фактурно хороши, что не требуют набивки рисунка. Их выпускают гладкокрашенными, самых разных цветов и оттенков.

  • Из муара получаются роскошные шторы. Возможен сложный крой и наличие ламбрекена. Однако чудесная игра света хороша и на изделиях лаконичного кроя. Подкладка и вставки подчеркнут красоту материала.
  • Ткань используют для декорирования помещений и обивки стен. Иногда муаром обивают мебель, но на его рисунок оказывает сильное влияние трение и он утрачивает со временем привлекательную чёткость.
  • Из белого материала шьют свадебные платья, изготавливают ленты для школьниц. Из цветного хороши вечерние платья, нарядные брюки.

Описание ткани муар

Об истории создания муара известно мало. Предположительно, в Европе техника изготовления шелковых тканей с оптическим эффектом появилась с Востока. В России муар так же прижился быстро и прочно. В старину волнисто мерцающую ткань называли объяр. «Аб» в переводе с персидского «вода». В те времена полотна содержали дополнительную золотистую или серебряную нить. Ткань создавала эффект нисходящих, струящихся потоков воды.

Описывая женскую моду александровского времени, В.А. Верещагин замечает, что платья из муара (громуара) начали носить после 1806 года. Любовь к этой ткани сохранилась на столетия. В начале XX века А. Белый поэтически воспевал женщин в нарядах из муара. И. Северянин о даме в муаровом платье писал: «Вы такая эстетная», «Ваше платье изысканно». Русские поэты начала прошлого века знали толк в женщинах и их нарядах. Такое признание муара говорит само за себя.

Сначала ткань делали:

  • из однородного шелка;
  • в основе, в утке.

По мере появления нового текстильного сырья в составе муара стали появляться нити из следующих химических продуктов:

(лавсана);

Основой технологии получения муарового эффекта является каландрирование. Материал, полученный полотняным плетением однородных или смешанных нитей, на заключительной стадии прокатывают через горячие каландры (вальцы). При этом уточные нити сдавливаются, сдвигаются, перенаправляются в другую сторону, что и создает эффект бликов на материале. Иногда кажется, что рисунок на поверхности муара напоминает продольный срез дерева. Игра воображения создает индивидуальное впечатление, которое в любом случае бывает загадочным.

Существует два вида муаровых тканей.

  • Ткань с выраженными крупными рисунками называют муар-антик.
  • Материал с рисунком помельче называют громуар.

Раньше громуар делали только из лучших сортов шелка. Сейчас состав двух видов муаровых тканей может быть однородным или смешанным. Кстати, у торговцев тех времен приставка «антик» в названии указывала на высочайшие качества редко встречающегося товара.

В исключительных случаях муаровый эффект создают многослойностью тканей. При накладывании сетчатых материалов друг на друга появляется оптическое впечатление сияющей поверхности.

Состав и особенности производства

Первоначально муар выпускался из шёлка или полушёлка. Сегодня его изготавливают также из ацетатных и полиэстеровых волокон. Особенность материала заключается в живой поверхности, переливающейся в лучах света изысканным, волнообразным рисунком. Такой эффект получается в результате каландрирования ткани.

При этом материя обрабатывается горячими гравировальными цилиндрами – каландрами. Они сдавливают и сплющивают уточные нити, разрушают структуру и направляют волокна в другую сторону. Заломы вызывают преломление света и особый, почти голографический рисунок, напоминающий продольный древесный срез. Поэтому, говоря что это такое муаровый цвет, имеют ввиду не конкретно цвет, а узор, создающий этот оттенок.

Помимо названия ткани муары это еще дефекты на изображениях, имеющие вид интерференционной сетки либо волнистых линий.

Уход

Стирать изделия из муара нужно в теплой воде, не прилагая механических усилий и не выкручивая. На них легко образуются трудно устранимые заломы, поэтому вещи при сушке нужно тщательно расправлять. Гладить муар лучше в режиме «синтетика» с изнанки, ни в коем случае не сбрызгивая водой.

Термин “муа́
” или “муаре́” обозначает особый вид декоративной отделки поверхности ткани, первоначально шёлковой (сегодня актуальный для тканей любого сырьевого состава) производимый в Англии, Италии, Франции, позже в России. Главной особенностью, отличавшей ткань муар
, был волнообразный узор, выявляемый отражением света от специально созданного рельефа на шёлковой глади. Рельеф создавался несколькими способами: посредством сильного прижатия нагретыми валиками каландров (при соответствующей подготовке исходного материала), колочением сложенных пачками кусков материи специальными чекмарями (колотушками), а также при помощи гравировки.

Шторы с чёткой сетчатой структурой, сложенные в несколько раз дадут некоторое представление о первопричинах получения рисунка муаре́: периодический сетчатый рисунок при наложении такого же с незначительным смещением образует промежутки, столь же чёткие, как и ровные линии сетки. В результате образуется причудливый орнамент притягательный неожиданными преобразованиями волнистых линий. Декоративный эффект муара особенно чётко заметен на однотонной основе: светлые с муаровым рисунком будут столь же эффектны, как, например, тёмные . Рябь печатного или тканого рисунка отвлекает от самобытных линий муара. Прочность ткани зависит от способа переплетения нитей, муаровый эффект возможен для тканных материалов любого переплетения. Но наиболее чёток и эффектен муаровый рисунок на ткани полотняного переплетения. Шёлк в основе – натуральный или искусственный – обеспечивает игру светотеней.

К сожалению, декоративный эффект, образованный механическим воздействием на структуру, негативно сказывается на прочности, что ограничивает область применения. Ткани муар не могли использоваться в качестве обивочных, они шли на пошив интерьерного текстиля, отделку стен, создание украшений и на дополнение дамских нарядов. В итальянских мануфактурах XVI века для получения причудливого рисунка волн на шёлковой ткани предварительно делались небольшие складки, при каландрировании на отдельные отрезки приходилось различное давление. Определённые участки ткани с произведённым на них значительным давлением приобретали бо́льшую гладкость, а значит, становились лощёными. Контраст различных фактур и выявлялся в итоге переливающимся на свету рисунком муара.

Сложенные вместе куски шёлка, пропущенные одновременно через валики каландра, из-за неравномерного сдавливания расположенных различно относительно друг друга систем нитей, после отделки приобретали мелкий муаровый узор, ведь некоторые нити, вследствие давления, оказывались более гладкими и плоскими, чем другие. Крупное муаре получали колочением кусков ткани в пачке специальными колотушками, а также пропусканием через каландр с выгравированным узором. Меняя валы с различными узорами гравировки можно было получить материал с чрезвычайно эффектным рельефом муара
.

Покрывало гобелен

Описание и история

Какое описание можно дать муару? Главное отличие муара – особенный узор, похожий на древесные слои или же на волны. Необычность муара даже породила термин – «муаровый эффект». А само название – «муаре» – в переводе с французского означает «создающий волны». И это определение в полной мере дает представление об «эффекте муара».

Изначально ткань муар была шелковой, это полотно начали производить во Франции, в конце 18 века. Тогда материал олицетворял роскошь и был доступен лишь самым богатым людям. Из муаровой ткани шили роскошные дамские и мужские туалеты, свадебные платья. А муаровая лента, сама по себе, считалась знаком отличия, который носили на груди.

Чтобы рассказать все о муаре, потребуется целая книга – такая богатая история у этого материала.

На фото – ткань муар:

Так что это такое – муаровый материал? Это полотно полотняного переплетения, которое создается из шелковых, хлопковых или синтетических нитей. Толщина муара и его плотность может быть разной, но полотно всегда однотонное.

Как создается муаровый узор на ткани? Полотно проходит процедуру каландрирования – обработке сильно нагретыми цилиндрами, которые сдавливают нити утка и смещают их в сторону. Такая деформация создает эффект преломления света, а смещение – к появлению изысканных узоров.

Что изготовляют из муара?

Родиной этого материала является Франция. Роскошная и дорогостоящая муаровая ткань была принадлежностью самых высших слоев общества. Из нее изготовляли роскошные костюмы и платья для титулованных особ, а муаровая лента была знаком отличия. Это значение переливающейся шелковой ленты сохранилось до настоящего времени, к ней прикрепляется орден или медаль, она может надеваться вместо соответствующей награды.

Всплеск моды на эту ткань произошел в начале прошлого века, когда «шумное платье муаровое» стало синонимом изысканной красоты.

В настоящее время шелковый муар является эксклюзивной тканью, чаще используются материалы на основе ацетата и синтетики. Они очень красивы и изысканны, хорошо держат объем и требуют самого простого кроя, но их не стоит применять для изделий, которые постоянно подвергаются трению (брюк, облегающих юбок, мебельных чехлов). Зато муаровые занавеси на окнах смотрятся необычайно красиво и стильно при любом освещении.

Как ухаживать за муаровыми тканями

Особая ткань требует бережного отношения. Для сохранения праздничного вида следует:

очень дорогие наряды из муара отдать в чистку профессионалам;
шторы из переливающегося шелка постирать аккуратно в теплой воде вручную без сильного трения и выкручивания;
при высушивании материал тщательно расправить, чтобы не образовались заломы ткани;
гладить с изнанки аккуратно, без увлажнения, т. к

от воды на материи могут оставаться пятна;
при появлении заломов проблемные места можно осторожно подержать над паром;
хранить изделия в развешенном или бережно сложенном состоянии.

Ткань муар – лучший способ создать праздник. Переливающаяся поверхность материала формирует особый зрительный образ, наполняет пространство изысканной роскошью.

В настоящее время термин «муаровый» чаще всего используется при обработке изображений. Мало кто из фотохудожников знает, что название эффекту перехода одного цветового оттенка в другой дала переливающаяся ткань муар, которая когда-то была атрибутом высшей власти.

Данное наименование пришло из французского языка, в котором оно означает «переливающийся», «волнующийся». Так называется шелковая переливчатая ткань, на поверхности которой, в зависимости от угла освещения, появляется волнообразный узор, напоминающий древесные кольца. Для достижения такого эффекта требуется неоднородная структура материала, которую получают несколькими способами:

  1. Плотное шелковое полотно прокатывают между разогретыми цилиндрами, в результате чего нити смещались и вызывали неоднородное преломление падающего на них света. Такая ткань носит название громуар и является самой роскошной.
  2. Муаре-антик изготовляют, применяя регулярное изменение переплетения нитей по определенным правилам, при этом получается повторяющийся отлив, образующий довольно крупный орнамент.
  3. Несколько редких сетчатых полотен накладывают в случайном порядке друг на друга, при этом несовпадение пересечения волокон заставляет свет переливаться и создавать интересные оптические эффекты. Эту ткань называется многослойным муаром.

Старинный муар – ткань, которая изготовлялась только из шелка, была очень дорогой и престижной
. В середине прошлого века для нее стали применять ацетат, а позднее – синтетику, что сделало этот материал более доступным, однако способы обработки и основные его разновидности остались прежними. В любом случае муар всегда имеет полотняное переплетение и однотонную окраску волокон.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий