Сокровища Туркменистана — ковры

Ковры в Туркменистане

Туркменистан славится своими коврами, которые специалисты по коврам считают потомками самых чистых и древних традиций ковроткачества в Центральной Азии. Многие туркменские ковры ошибочно называют бухарскими коврами в честь города в соседнем Узбекистане, где они активно продавались.

Туркменские ковры ценятся за их качество, насыщенные цвета и прекрасные геометрические и цветочные узоры. Они традиционно были ярко-красными и украшенными черно-белыми узорами.

Ковры традиционно ценились кочевниками, потому что их было легко транспортировать, они обеспечивали тепло, и их можно было использовать как мебель, декоративные настенные и напольные покрытия. Советский Союз превратил ковроткачество в государственную индустрию с фабриками, выпускающими ковры массового производства.

В президентском дворце Туркменистана висит самый большой в мире шерстяной ковер ручной работы. Завершенный в 2001 году, он составляет около 300 квадратных метров и весит почти 1,5 метрических тонны в соответствии с книгой рекордов Гиннесса.

Туркмены очень серьезно относятся к своим коврам. Ковры являются символом туркменской культуры в целом. У каждого туркменского племени есть свои уникальные мотивы, пять главных изображены на флаге Туркменистана.

В стране есть Министерство Ковров, которое фокусируется на сохранении традиций ручного ткачества. Когда человек хочет купить ковер в Туркменистане, он должен подготовить много документов, которые уточняют: возраст, регион происхождения, используемые материалы, имя продавца, день, когда ковер был приобретен, и предоставить документацию в Министерство Ковров, которое дает разрешение на вывоз ковра из Туркменистана.

В последнее воскресенье мая в Туркменистане отмечается День ковра. Этот национальный праздник был учрежден еще до провозглашения независимости страны в 1991 году. Одно из главных мероприятий — масштабное ковровое шоу, организованное государственной корпорацией «Туркменский ковер» в составе 16 предприятий.

Туркменские ценности

Главными сокровищами Туркменистана остаются знаменитые шерстяные и шелковые ковры, символ трудолюбия и мастерства. Вывозить из страны изделия, имеющие возраст старше 50 лет запрещено, поэтому туристам советуют делать такие покупки в государственных магазинах и хранить чеки для предъявления на таможне. Если же ковер приобретен у частого лица, то покупатель за свой счет проводит экспертизу, получает заключение о возрасте, только на основании этого документа он сможет вывезти свою покупку на родину.

Ковер, в некотором плане, священный символ Туркмении, в прежние времена каждое племя имело свои традиционные узоры. Люди, умеющие расшифровывать узоры, могли рассказать, как жило племя и чем занималось, какие ремесла были распространены, какие культурные традиции существовали. Сегодня на туркменских коврах присутствуют национальные узоры, символические изображения растений и животных, прежде всего тех, которые распространены в этом регионе.

Понятно, что настоящие туркменские ковры, сотканные из шерсти или шелка, стоят достаточно дорого, не по карману многим простым путешественникам. Есть вариант купить кошму, так называются войлочные циновки. Они активно используются в быту туркменами, поэтому и иностранные гости смогут найти этим подаркам практическое применение, ежедневно напоминающее о прекрасном путешествии.

Не менее прекрасным напоминанием о Туркмении станут украшения из серебра и других металлов, они пользуются популярностью у женской половины группы и имеют очень симпатичные названия:

  • «йзек», десять колец, которые цепочками соединялись с браслетом, отдельные из них имели еще и наперсток, удобный для шитья и вышивания;
  • «асык», украшение для волос, напоминающее формой фигурку богини, символ женской силы и плодовитости;
  • «борек», головное украшение в виде трапеции, имеющее сложную систему узоров;
  • «сомсоле», тоже украшение для головы, состоит из маленьких кулончиков, внешне похоже на бахрому.

Кроме этих украшений, туркменские женщины и девушки носили символы-обереги. Например, «дагдан» являлся эмблемой сельджуков, выполнялся в виде двух орлов, символизировавших божественную силу. «Гольяка» – украшение очень крупных размеров, которое носили на груди, на цепочке. Понятно, что для туристов истинное, символическое значение украшений не грает такой роли, как для туркменов

Гости больше обращают внимание на эстетическую составляющую, будут ли гармонировать с современными нарядами браслеты, кулоны и подвески, выполненные по старинным туркменским технологиям

Туркменистан открывается не только во время путешествия по его бескрайним степям или горным регионам. Продолжить знакомство с этой древней и прекрасной страной можно и после возвращения из нее, пытаясь разгадать секреты туркменских узоров на ковре или символы, присутствующие в массивных женских украшениях из металла. Желание познать тайны древних туркменов может подвигнуть туриста на возвращение в страну и продолжение маршрута.

История туркменских ковров

Ковровые изделия, такие как чувалы (мешки для хранения), хорджуны (седельные сумки) и торбы (палаточные сумки), использовались туркменскими кочевниками для перевозки одежды, палаток и хозяйственных товаров на верблюдах и лошадях при перемещении их лагерей. Все эти предметы имели символы и узоры, уникальные для каждого племени, которые до сих пор используются сегодня.

Первые исследователи туркменской ткацкой культуры исходили из того, что туркмены всегда были кочевниками, и поэтому исторические корни их ткачества нашли отражение в кочевых традициях. Убедительной гипотезой представляется то, что искусство завязывания узелков выросло из практических потребностей кочевого образа жизни. Мобильность была важным требованием этого образа жизни, и вся личная собственность кочевника должна была быть легкой, легко переносимой и изготовленной из легкодоступного сырья, самым важным из которого была шерсть собственных стай овец. Сваленные ковры обеспечивали защиту от холода под ногами, а также могли использоваться как покрывала и одеяла.

Тем не менее, общее мнение сегодня заключается в том, что, хотя кочевники, несомненно, сыграли важную роль в развитии свайного ткачества, они, возможно, на самом деле не изобрели его. В кочевой среде легче было делать войлоки и фиатные переплетения. Валяние, действительно, вероятно, является одним из старейших текстильных методов. Никакая тень не требуется, и детали могут быть сделаны за сравнительно короткий период времени. В отличие от этого производство узелкового ковра может занять несколько месяцев, и поэтому вряд ли это техника, подходящая для кочевого образа жизни. Всякий раз, когда ковры изображаются в раннем искусстве, будь то Восточное или Западное, они связаны с властью и богатством, как религиозными, так и светскими. Кажется, что долгое время ковры были привилегией высших эшелонов обществ, которые их производили или импортировали. Поэтому более вероятно, что они были произведены оседлыми общинами, а не полукочевыми.

Хотя искусство ковроткачества древнее, оно стало по-настоящему популярным только во второй половине 19 века. Ранее туркменский народ не имел контактов с европейцами. Производство ковров началось как коммерческое, денежное предприятие, когда в Вене и Берлине состоялись первые выставки ковров. Зрители были ошеломлены оригинальной красотой ковров и спросом, и рынки для них росли.

Особенности расположения узоров

В зависимости от того, каким образом расположен на ковре узор, можно выделить несколько типов:

  • Медальон – находится в центре композиции, состоит из множества элементом, бывает круглым, овальным, ромбовидным, ассоциируется с солнцем, иногда напоминает изображение глаза;
  • Авшан – переводится как усеянный и представляет собой повторяющийся по всей площади изделия рисунок без использования центрального медальона;
  • Хешти – изделие условно разделено на квадраты, в каждом из которых содержится индивидуальный орнамент;
  • Михраб – изображение молитвенной ниши мечети в дополнении с растительными мотивами и другими причудливыми формами.

Способы изготовления

Существует три основных способа создания этих настоящих произведений искусства: плетение, ткачество и валяние. Все они представляют собой разновидности ручной работы.

Изделие называется плетеным, если пряжа прикреплена к ткани путем вплетенных узелков. Как правило, он покрыт ворсом. Основа может быть из шерсти, шелка, хлопка или акрила. Выделяют разнообразные способы рукоделия и разные наименования узелков: персидский, турецкий, тибетский, берберский, испанский и другие. Работа реализуется на раме – горизонтальном или вертикальном узловязальном станке, что является классикой коврового производства.

Полотно, которое создано из двух перекрещивающихся систем нитей (продольных и поперечных), является тканым ковром. Такой вид обычно не обладает ворсом, а узоры формируются путем вышивки. Виды тканых ковров отличаются в зависимости от места производства и техники: келим, палас, джиджим, дурри, сумах, силех, фирнех, шаддах. Безворсовые используются для будничного пола, а ворсовые – для украшения помещений и праздничного декора.

Валяные ковры изготавливаются из шерсти и применяются для теплоизоляции помещения.

Пряжа для тканевых и плетеных ковров состоит, как правило, из натуральных волокон: хлопка, чистого шелка и овечьей шерсти. В некоторых местностях используются синтетические «добавки»: акрил, вискоза и другие.

Исследуя антикварные изделия, можно обнаружить также мохеровую, козью и верблюжью шерсть или волос яка. Помимо этого, некоторые экземпляры отличаются наличием золотой и серебряной проволоки.

Персидские ковры

Это великолепное многообразие: шёлковые, шерстяные, паласы, безворсовые, циновки, килимы, сумахи, ворсовые, вязанные, яркие, красивые, восточные, модные, стильные, оригинальные, художественные, декоративные, дизайнерские, круглые, овальные, квадратные, дорожки, скульптурные, классические, гобеленовые, современные, детские, дорогие, элитные, ковры самолеты(вертолеты), но дешевые ковры также есть… натуральные, настенные, эксклюзивные(лучшие производители — Джамшиди, Забихи, Каземи, Радам, Дардашти, Ахмади, Раджабиан, Эрами, Мирмехди). Перечислять можно бесконечно, выбор из Ирана огромен. Есть около 100 областей в Иране, где ткут персидские ковры. Даже лучшие специалисты из музея ковров в Тегеране не могут похвастаться полнотой своих знаний о персидских коврах.

Особенности и история

Восточными коврами называются тканые изделия, произведенные на Востоке. Однако к ним принадлежат не только страны, территориально принадлежащие Востоку (от Турции до Китая), но и страны со сходными традициями производства ковров. К ним можно отнести Египет, балканские государства, Тунис, Марокко и Алжир – те государства, которые ранее или в настоящий момент ощущают сильное «восточное» влияние, что отражается на их культуре. Лучшими поставщиками таких изделий принято считать Азербайджан, Туркмению и Иран.

Настоящие восточные ковры всегда являются результатом ручной работы. Они могут быть плетеными, ткаными или валяными, но исключительно из природных материалов: шелка и шерсти.

Изделия ткут в течении 5-6 месяцев, поэтому цена за один квадратный метр довольно высока – порядка 200-300 долларов. Те экземпляры, которые продаются дешевле, являются подделкой. Восточные ковры очень ценятся во всем мире, поэтому многие страны предъявляют особые требования к их покупателям. Например, в Азербайджане, чтобы вывести покупку за границу вы должны будете предварительно связаться с местным музеем и получить лицензию. Также во многих странах вывоз старинных ковров вообще запрещен, поэтому туристы отдают предпочтение искусственно состаренным моделям.

По дошедшим до нас изображениям можно сделать вывод, что тканые изделия присутствовали в жизни людей уже в XVI веке до нашей эры. Первый же доживший до современности восточный ковер был создан в V веке до нашей эры и получил название «Пазырик».

Но это все же красивая легенда, а, согласно мнению ученых, согревающие тканые холсты изобрели восточные кочевники, дабы иметь возможность проворно выстроить жилище. Такой дом защищал от ветра и песка и удобно транспортировался.

Когда же кочевники перешли к оседлой жизни, ковры переквалифицировались в изысканные предметы интерьера. За исключением шерсти и шелка, для их изготовления стали использовать нити из чистого золота, цветки из драгоценных камней и хрустальные каналы. Таким был самый дорогостоящий ковер в истории – «Весенний», с рисунком цветущего сада, изготовленный персидскими ткачами. К сожалению, он был уничтожен еще в середине VII века.

Это интересно: Ворсовые ковры (41 фото) — ворсистые коврики для пола в спальню с жесткими толстыми ворсинками

Туркменские ковры: цвета и узоры

Каждое туркменское племя разработало свой уникальный дизайн, или гул, который отличает ковры разных племен и родов друг от друга и туркменские ковры от других восточных ковров. Конструкции и узоры также традиционно варьируются от деревни к деревне. Например, клан Эрсия у Каспийского моря использует якорный мотив.

Родовые туркменские узоры в дизайне преимущественно геометрические. Для туркменского ткачества характерно множество вариаций красного цвета. Происхождение орнаментальных ковровых конструкций коренится в реалиях туркменской повседневной жизни и местности, где они живут, таких как местная растительность и животные, поля. Эти конструкции встречаются как в Гольсе, ковровых узорах центрального поля, так и в обрамлении и краях ковра.

Главными украшениями на туркменских коврах являются первичные и дополняющие их «гели» — ковровые узоры, вдохновленные природой, бытом и обычаями туркменского народа, иногда дополняющие чувства, мечты, радости, печали, надежды и пожелания ткачей и их племен. Также выражают героизм, мужество и преданность Родине.

В современных туркменских коврах сохранились гели ранних туркменских племен. Через Салор и их ковры ученые почерпнули понимание ранних туркмен и их ремесел. Салорские племена до сих пор считаются первопроходцами туркменского ковроткачества. В конце 19 века, когда Салоры практически перестают делать ковры, на торговых рынках появляются Сарыкские и Теккинские ковры с очень популярными для Салор узорами.

Туркменский красный цвет варьируется от ярких праздничных оттенков до темно-вишневого и коричневого. Он дополняется дизайнами, выполненными в желтых, темно-зеленых, синих, темно-синих и белых тонах. Центр обрамлен темно-синим, темно-коричневым и иногда черным цветом. Белые детали геля гармонируют со всей окраской ковра отчасти из-за естественного теплого коричневого цвета подложки.

История азербайджанского ковроткачества

По свидетельствам археологов история ковроткачества на территории современного Азербайджана начинается со второго века до нашей эры. Проведенные раскопки свидетельствуют о том, что территория, которую занимает современный Азербайджан, была центром огромного вида ремесел,  хорошо развитыми были сельское хозяйство, животноводство, а так же металлообработка и гончарное искусство. И тот факт, что при раскопках Гультапина обнаружили инструменты ковроткачества, которые относятся к IV-III тысячелетию до нашей эры, говорить о сформировавшемся ковровом ремесле как отдельном виде декоративно-прекладного искусства. Именно, народы северной Мидии, территория Южного Азербайджана, начали первыми использовать ковры не только в быту, но и для украшения интерьеров. По свидетельствам древнегреческого писателя и историка Ксенофонта, именно у них Персы в V веке до н.э. переняли эту традицию.

Когда в 11 веке современная территория Азербайджана попадает под власть Сельджукской империи, начинается тюркизация населения региона (на тот момент это были племена иранские и албанские) в результате миграции тюркских племен. Как результат начинается формироваться азербайджанский этнос, который станет полноценным народом  к концу XV века.

Именно с этого столетия объемы ковроткачества доходят до размеров промышленной индустрии. Ковры экспортируются в огромное количество стран, включая западную Европу. О коврах писали английский путешественник XVI века Антони Дженкинсон и голландский мореплаватель XVII века Ян Струйс. Изящные узоры и изысканные орнаменты азербайджанских ковров покорили европейских живописцев. На картинах фламандских, итальянских, голландских художников можно встретить самых ярких представителей азербайджанского ковроткачества:

Ян Ван Эйк Мадонна с ребенком 15 век  Ковер «Зейва»,  Губа

Карло Кривелли The Annunciation with Saint Emidius XV век

Ганс Мемлинг «Мария с младенцем», XVI век, ковер Мугань, Карабах

На протяжении многих столетий территории Южного и Северного Азербайджана становились частью разных государств, различные религиозные и племенные культуры повлияли на формирования определенного стиля азербайджанских ковров. Благодаря этому процессу сформировалось несколько основных центров производства ковров ручной работы, каждый из которых отличался своим особым стилем, как художественным, так и техническим.

Флаг и герб Туркмении

На вертикальной полосе туркменского флага помещены пять главных гёлей знаменитых туркменских ковров. Эти фигуры располагаются в ряд составляя узор. Второстепенные фигуры имеют расположение по краям. Гёли отражают национальное единство Туркмении.

На кольцевой полосе красного круга государственного герба Туркмении изображены по ходу часовой стрелки пять основных ковровых гёлей: ахалтеке, салыр, эрсары, човдур, йомут, которые символизируют дружбу и сплоченность туркменского народа.

Кавказские ковры

В эту групу входят — Азербайджанские, Армянские, Дагестанские(Лезгинские, Табасаранские, Аварские), Грузинские, а также ковры, произведенные малыми народностями, проживающими на территории Кавказа, например курдами. Производство в данный момент имеет незначительное количество, но очень высокого качества и с натуральными красителями. В основном сейчас на рынке преобладают старинные изделия. Антикварные кавказские ковры очень популярны сегодня у дизайнеров интерьеров.

Размещение в интерьере

Восточные ковры хорошо вписываются практически в любой интерьер. Они всегда красивы, отличаются разнообразием сюжетов, могут как вешаться на стены, так и укладываться на пол. Такие вещи сочетаются с различными цветами и фактурами.

8фотографий

Для того, чтобы удачно «вписать» ковер в существующее пространство:

  • выдерживайте в интерьере однородную палитру красок;
  • придерживайтесь нейтрального декорирования. Пусть ковер станет центром картины;
  • при создании эклектики не смешивайте больше трех стилистических направлений;
  • внимательно отнеситесь к выбору места, где расположится изделие;
  • следите за сочетанием мебели, стен и покрытия.

Размещение в интерьере

Восточные ковры хорошо вписываются практически в любой интерьер. Они всегда красивы, отличаются разнообразием сюжетов, могут как вешаться на стены, так и укладываться на пол. Такие вещи сочетаются с различными цветами и фактурами.

Для того, чтобы удачно «вписать» ковер в существующее пространство:

  • выдерживайте в интерьере однородную палитру красок;
  • придерживайтесь нейтрального декорирования. Пусть ковер станет центром картины;
  • при создании эклектики не смешивайте больше трех стилистических направлений;
  • внимательно отнеситесь к выбору места, где расположится изделие;
  • следите за сочетанием мебели, стен и покрытия.

В этом ролике вы увидите процесс изготовления ковра вручную.

Китайские ковры

У китайских ковров есть очень длинная и выдающаяся история, которая в значительной степени независима от культуры ткачества ковров Востока. Ковры из Китая часто содержат видные иллюстрированные элементы — деревья, облака, и различных животных. Цвета очень мягкие с акцентом на белый, синий, голубой и золотистый. Некоторые антикварные китайские ковры были проданы на международных аукционах за сумму превышающую 500.000$.

Символы Туркмении

Культуру туркмен невозможно представить без их традиционных ремёсел. Одним из самых древних занятий стало ковроткачество. Самый большой ковёр, созданный рукодельницами Туркменистана, занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Туркменские мастера ткут изделия, которые отличаются долговечностью и красотой. Более того, такие ковры уже стали мировым брендом.

Для самих туркмен ковёр – не просто необходимое украшение жилища и важная деталь интерьера. Уже много веков этот предмет имеет сакральное значение. По ковру можно было определить достаток семьи, её статус и даже принадлежность к определённому роду. Ковёр стал неким символом Туркменистана. Ежегодно туркмены отмечают день ковра.

Другой страстью туркмен являются скакуны. Знаменитые ахалтекинцы, «быстрые как ветер» красавцы, известны во всём мире. В прежние времена на таких конях разъезжали султаны, знаменитые ханы, цари, которым их привозили из туркменских земель. Эти животные отличаются невероятной красотой, силой, своенравием и выносливостью.

В наши дни туркмены отмечают Праздник туркменского скакуна, посвящённый лошадям. Это торжество предполагает демонстрацию возможностей и внешности прекрасных лошадей, а также конные соревнования.

Ахалтекинский скакун – гордость Туркмении / turkmenportal.com

Особенности

С давних времен Турция славится своими уникальными ковровыми изделиями. Турецкие мастера создают самые качественные и стильные ковры, которые способны украсить любое помещение. Производство изделий осуществляется с применением особой технологии плетения, что делает их максимально качественными, долговечными и практичными.

Главными особенностями турецких ковров являются:

  • Орнамент. Только турецкие производители способны удивить шикарными покрытиями с национальными узорами, каждый из которых выглядит как настоящее произведение искусства. Все орнаменты совершенно разные и несут с собой некую символику, что делает их по-настоящему уникальными.
  • Экологичность. Практически все ковры турецкого производства изготавливаются из качественного и экологически чистого сырья. Данные модели покрытий характеризуются гипоаллергенностью, что станет большим преимуществом для людей, страдающих от аллергии.
  • Плотность. Каждый турецкий ковер характеризуется повышенным уровнем плотности структуры, что обеспечивает его износостойкость и долговечность.

Современные турецкие ковры могут стать достойным украшением помещения, а также обеспечить в нем тепло и защиту от постороннего шума. Каждый из них является настоящим шедевром, так как над созданием той или иной модели работают лучшие дизайнеры и профессиональные мастера Турции.

Это интересно: Тунис. Интересные места

Что привезти из Туркменистана

Достаточно сложно ответить на вопрос, что привезти из Туркменистана, так как, с одной стороны, выбор сувениров и подарков здесь не такой большой, как в Египте или Франции. С другой стороны, туркменские мастера бережно хранят традиции и технологии, потому и сегодня можно купить товары, подарки с национальным характером.

Визитными карточками страны являются лошади и ковры, понятно, что приобрести красивое и гордое животное по карману лишь отдельным иностранным путешественникам. Зато сувенирное изображение лошади, выполненное из дерева или металла, например, меди или серебра, могут позволить себе многие гости. То же касается и ковров, но советы по покупке этих бесценных произведений искусства чуть ниже.

Стильные украшения для пола и стен

Представленные в этом разделе ковры обладают такими характеристиками:

  • площадь – от 1 м2; до 15 м2;;
  • высота ворса – от 3,5 мм до 12 мм;
  • материал – шерсть, полипропилен, акрил, вискоза, полиэстер;
  • цвет – различные оттенки белого, бежевого, красного, синего, серого, коричневого;
  • узор – классические орнаменты, абстракция;
  • страна производителя – Польша, Турция, Бельгия, Россия, Молдавия.

Выбирайте и заказывайте понравившийся вариант, и мы отправим его с курьером по Москве или же любой транспортной компанией в другие города России. Если же у вас остались вопросы относительно выбора подходящего коврового покрытия – задайте их нашим специалистам!

Туркменские ковры в музеях

Самый большой ковёр в мире

Старинные образцы туркменских ковров хранятся в музеях, выставочных залах и галереях Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Испании, Австрии, Швейцарии, США, Ирана, Турции, Египта и других стран мира.

В целях возрождения, сохранения и творческого развития традиций туркменского ковроткачества, Постановлением президента Туркмении от 20 марта 1993 года в городе Ашхабаде создан Музей туркменского ковра. Музей ковра является одним из культурных центров Туркмения, в котором выставлено около 2000 ковровых экспонатов, в том числе редких. Например, в музее имеется самое маленькое ковровое изделие, предназначенное для ношения ключей. В музее проводят реставрации старинных ковров, что является сложной задачей — квадратный метр некоторых искусно сотканных старых экземпляров содержит до 1 350 000 узелков. Фонд музея постоянно пополняется, его сотрудники ведут поиск и сбор старых ковров. Новое здания Национального музея туркменского ковра, занимает в общем площадь 5089 м². В стенах музея проходят международные научные форумы и конференции.

Афганские ковры

В настоящее время, очень трудно разобраться, какие афганские ковры фактически сделаны в Афганистане, а какие сделаны в Пакистане афганскими беженцами (например Чуби, Зиглер). Очень немного ковриков отправлены непосредственно из Афганистана сегодня. Вместо этого большинство ковров транспортируется в Пакистан, затем отправляется за границу. Афганские ковры, сделанные в Пакистане, и также афганские ковры, сделанные в Афганистане, отправлены из Пакистана, часто лишая возможности разобраться, где специфический афганский ковер фактически был изготовлен. Традиционные цвета — коричневый, черный.

Это интересно: Ковры в стиле «пэчворк» — коврик из лоскутков ткани, лоскутные модели из вискозы с рисунком

Узбекские ковры: дело всей жизни для профессионалов

В старину ковроткачество было исключительно домашним ремеслом и традиционно им занимались только женщины. Для изготовления ковровой пряжи было отобрано лучшее весеннее руно. Более того, для прядения нитей использовались только самые длинные и тонкие волокна, так как ценность ковра всегда оценивалась плотностью его плетения. Лучшие ковры, сотканные из тончайших нитей, имеют несколько тысяч узлов на квадратный дециметр.

В прошлом богатые люди и придворная знать имели сотни ковров и ковровых изделий для любого случая. Вероятно, самая большая коллекция ковров принадлежала Эмиру Бухары. У него было около десяти тысяч ковров и целый штат служителей. Значительную часть этих богатств Эмир получил в дар от своих придворных. Время от времени он со своей стороны дарил им ковры.

Восточные ковры обладают замечательным свойством, которое отличает искусство от ремесла: чем старше изделие, тем выше его ценность. А в начале ХХ века острый спрос на ковры, которые начали вывозиться из Туркестана, даже породил такое явление, как контрафактная ковровая продукция. Ковры были специально состарены для того, чтобы повысить их рыночную стоимость.

Ковроткачество — это трудоемкий, кропотливый и регулируемый бизнес. Это требует настойчивости, усердия, внимания и в то же время аккуратности и стремительности в движении рук. Высокая скорость, с которой умелая ковроткачиха завязывает нити на перекладине, натянутой на ткацкий станок, а при помощи металлического крючка крепит узел, плотно набивая его, затрудняет слежение за быстрыми движениями ее ловких рук. Поскольку мужчины, как правило, не выдерживают такого темпа работы в течение длительного времени, ковроткачество традиционно является домашним занятием женщин. Женщины передают свои навыки из поколения в поколение, от матери к дочери, используя свой личный опыт в качестве наиболее наглядного примера. В старину узбекские ковры, украшения, созданные умелыми ковровщиками, имели магическое значение. В основе их лежат стилизованные растительные и зооморфные мотивы, магические символы и тотемные знаки.

Надо отметить, что для производства старых ковров применялись только натуральные красители, чтобы окрасить пряжу. Мастера знали много растений, из которых можно было извлечь такие красители. Экстракт морены часто использовали для получения красного красителя разных оттенков. Индиго обеспечивал ряд темно-синих цветов. Для окрашивания пряжи в коричневый, черный и желтый цвета использовались отвары дубовой, ореховой и гранатовой коры. Рецепты красителей бережно хранились в семьях ковроделов и передавались из поколения в поколение как непреходящая ценность.

литература

  • Валентина Г. Мошкова: Ковры народов Средней Азии конца XIX и XX веков. Отредактировано и переведено Джорджем В. О’Бэнноном и Оваданом К. Амановой-Олсен. Фотография Гэри МакКинниса. GW O’Bannon, Tucson AZ 1996, ISBN 0-9653421-0-7 (перевод: Валентина Г. Мошкова: Ковры народов Средней Азии конца XIX .
  • Роберт Пиннер, Мюррей Л. Эйлланд-младший: Между Черной пустыней и Красным: туркменские ковры из коллекции Видерперг. (Опубликовано по случаю выставки «Между Черной пустыней и красно-туркменскими коврами из собрания Видерперга», Музеи изящных искусств Сан-Франциско, Мемориальный музей М. Х. Де Янга, 18 декабря 1999 г. – 25 июня 2000 г.). Музеи изящных искусств, Сан-Франциско, Калифорния, 1999, ISBN 0-88401-099-6 .
  • Елена Царева: Туркменские ковры. Шедевры степного искусства XVI – XIX веков. Коллекция Хоффмайстера. Издательство Arnoldsche Art, Штутгарт 2011, ISBN 978-3-89790-342-5 (английский / немецкий).

Беширские ковры

Ковры, производимые в селе Бешир формально принадлежат мастерам-эрсари. Однако вследствие того что население Бешира очень пестрое, в действительности трудно сказать, какому племени принадлежит традиция орнаментирования данного типа ковров. Беширские ковры имеют весьма необычный для Туркестана декор. Для них, например, характерен растительный орнамент в виде тюльпанов и гвоздик, гипертрофированный гёль, склонность к асимметрии. Некоторые исследователи отмечают, что беширские ковры по своему художественному облику и техническим характеристикам приближаются к некоторым типам кавказских и средне-восточных ковров. Цвета очень живые, самые яркие во всем Туркестане. Наиболее ценные ковры отличаются разнообразными оттенками фона красного цвета и полихромным рисунком с точно рассчитанным включением желтого цвета.

Фотографии ковров сделаны автором сайта на выставках, прошедших в Музее Востока (Москва):

Гармоничные сочетания

Геометрические узоры и орнамент на ковре требует определённой поддержки в интерьере комнаты. Для создания гармоничного сочетания лучше использовать другие аксессуары в восточном стиле. Так, чаще всего такие ковры дополняют подушками на восточный манер. Лучше, если такие изделия будут не полностью идентичными, но повторяющими отчасти дизайн и цветовую гамму ковра.

Подушки обычно облекают в плотные чехлы из натуральных тканей, которые на кончиках углов украшается красивыми кистями. Такие изделия также принято дополнять аксессуарами в этническом и колониальном стиле. Красивым дополнением килима будет мозаика, выложенная на стене или в другом месте. Восточные ковры очень гармонично сочетаются с деревянной мебелью.

Также восточные ковры прекрасно смотрятся в сочетании с кожаными элементами. Причём самым гармоничным считается сочетание с немного состаренной кожей. Дополнить интерьер в восточном стиле можно также плетёными элементами и аксессуарами. Можно расставить в помещении с полотном красивые корзины.

Восточный ковер можно дополнить неглазурированной керамикой и наличием интересных кованых элементов в мебели. Металлические элементы прекрасно сочетаются с такими изделиями. Именно они помогут создать в доме уют и атмосферу комфорта. Лучше всего стараться выдерживать определённую цветовую палитру.

Все элементы декора, такие как покрывало, подушки, ковёр и картины должны выполняться в примерно одной и той же цветовой гамме. Но они не должны быть полностью аналогичными по цвету. Такой интерьер можно разбавить светлыми нейтральными тонами, такими, как бежевый, слоновая кость и другими. Так вы сможете выделить ковёр и сделать его главным центральным элементом комнаты.

Некоторые стремятся создать монохромный дизайн комнаты. В этом случае цвета ковра должны полностью перекликаться со оттенками настенных и напольных покрытий, а также мягкой мебелью. Такое сочетание не будет смотреться блекло и неинтересно, но будет отличаться буйством красок, хоть и монохромных.

Восточные ковры имеют оформление с коричневой нитью. Именно поэтому коричный – это самый универсальный цвет, который прекрасно впишется в любой восточный стиль и дополнит такой ковёр. Поэтому прекрасно подойдёт мебель с коричневой обивкой и рамы для картин такого же цвета. Ковёр можно подобрать как под обивку мягкой мебели, так и под цвет стола, стенки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий