Обучение детей стирке: как привить детям чистоплотность?

Когда начинать

Примерно в два годика у детей впервые просыпается природное желание подражать взрослым, повторяя за ними различные действия, чтобы самоутвердиться в своей «взрослости». Этот момент стоит использовать, чтобы ненавязчиво привлекать ребенка к делам, связанным с уборкой дома.

Двухлетки с удовольствием помогают собирать в коробку кубики и другие игрушки, относить на место различные вещи, аккуратно ставить в прихожей обувь. Можно просить малыша правильно подержать совочек, на который мама будет заметать мелкий мусор.

Конечно, с первого раза ребенок вряд ли качественно справится с заданием, но ему это будет интересно и полезно в плане развития моторики рук.

Вторая «волна энтузиазма» приходит примерно через два года. Четырехлетние дети стремятся облагораживать пространство вокруг себя. Их желание сделать обстановку в своей комнате уютнее и интереснее нельзя игнорировать и подавлять. Именно этот период наиболее благоприятен для вырабатывания у малыша полезных привычек, связанных с приборкой.

Не стремитесь к тому, чтобы малыш сразу делал все идеально. Нельзя ругать ребенка, если он собирает игрушки, карандаши, пластилин, краски в одну коробку – умение сразу сортировать вещи придет позже, а вот интерес к уборке можно на корню убить критикой. Хвалите малыша за стремление сделать свое пространство чистым.

Важно не формировать посыл «хорошие девочки и мальчики всегда прибирают свою комнату», поскольку ребенок такие слова интерпретирует как «если не прибираешь – значит, ты нехороший, и мы тебя не любим». Ребенка нельзя приучать к тому, что любовь родителей требуется заслужить, в том числе исполнением домашних обязанностей

Малыши нуждаются в безусловной любви

Ребенка нельзя приучать к тому, что любовь родителей требуется заслужить, в том числе исполнением домашних обязанностей. Малыши нуждаются в безусловной любви.

Физическое развитие пятилетнего ребёнка

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину

В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Обучение детей правилам гигиены различных частей тела

Детская гигиена, как одна из областей медицины, сформировалась в середине 19 века. В то время среди детей были распространены такие заболевания, как чесотка, педикулез, а также школьные болезни (сколиоз, близорукость, неврастения).

Ученые того времени сформировали первые принципы детской гигиены. Многими из них мы пользуемся до сих пор. Главным и основополагающим принципом личной гигиены является соблюдение чистоты тела

Наиболее загрязнены обычно открытые участки, поэтому крайне важно правильно и систематически мыть руки, ноги, ухаживать за ногтями

  • Гигиена кожи. Кожа предохраняет наш организм от проникновения патогенной микрофлоры, а также механических, химических и физических повреждений. Рекомендуется не реже раза в неделю принимать ванну. Душ нужно принимать каждый день, особенно если ребенок слишком сильно потеет.
  • Гигиена рук. Малышу нужно объяснить и показать на собственном примере, как правильно мыть руки, закатывать рукава, вытираться после умывания.
  • Гигиена полости рта. Чтобы сохранить здоровье зубов необходимо с малых лет приучать детей чистить зубы, полоскать рот теплой водой после каждого приема пищи. Малышам эти занятия вначале даются с трудом, но затем они постепенно обучаются. Начиная с 3-4 лет нужно приучать ребенка чистить зубы правильно. Также рекомендуется постепенное приучение детей к твердой пище. Дважды в год нужно посещать детского стоматолога для прохождения профилактического осмотра.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей — это длительный и однообразный процесс. Во время обучения нужно помнить о психологических и возрастных особенностях ребенка и строить занятия индивидуально.

Обучать детей и подростков навыкам самообслуживания следует постепенно

Крайне важно сохранить их стремление к самостоятельности и поощрять желание выполнять все самому. Это является важнейшим фактором для формирования полноценной развитой личности в будущем

Автор статьи

Врач высшей квалификационной категории

Специальность: гастроэнтеролог

Стаж: 25 лет

Рекомендации, как научить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Что же делать? Как наводить порядок, играючи и играть в уборку вместе с ребенком? Как приучить ребенка убираться в комнате, совместить домашние дела и развитие ребенка?

Прежде всего, сами относитесь к уборке, как к игре. Выполнять различные дела по дому — это принципиальный момент в деле воспитания маленьких любителей порядка. Если вы относитесь к уборке как к каторге, обязанности, наказанию, несправедливой участи и т.д., то рано или поздно (скорее всего, рано) ребенок скопирует у вас это отношение и будет относиться к уборке так же. Если же вы воспринимаете уборку как игру, то и ребенок будет относиться одинаково и к игре в кубики, и к игре в пылесос.

Изначально ребенок относится к уборке, готовке, домашним делам — всему, что делают по хозяйству взрослые, — как к игре. Для него все, что вы делаете, — такие же интересные игры, как лепить из пластилина, играть в куклы или катать машинки. Понятно, что если вы хотите сохранить это отношение к уборке, то вам и самой нужно постараться отнестись к этому именно так. Кстати, популярные сегодня в сети Интернет «флайвзлеты», эстафеты по «расхламлению» и прочие массовые флешмобы по наведению порядка в некотором смысле придают уборке особенный игровой контекст, который не у всех мам, получается, найти самостоятельно. Если вы н знаете, как приучить ребенка убирать за собой игрушки, и никогда не участвовали в массовых флешмобах, обязательно попробуйте. Вы не только приведете в порядок дом и познакомитесь с единомышленницами, но и сможете подсмотреть интересные приемы, которым легко найти применение в приучении к порядку вашего ребенка.

Часто на «мамских» форумах можно встретить темы, где обсуждается невозможность совмещения полноценного развития ребенка и ухода за домом: «Я постоянно готовлю или убираю, мне даже некогда позаниматься с ребенком!», «Чувствую, что я совсем забросила ребенка и не уделяю ему достаточного внимания. Если начинаю с ним играть, то даже ужин не успеваю приготовить!» и т.п

Но позвольте, что же мешает маме уделить ребенку достаточное внимание в процессе игры в уборку? Мешает как раз это отношение к уборке как к каторге, обязанности, чему-то очень тяжелому или просто скучному, после чего еще долго нужно отдыхать и приходить в себя

Если мы осознаем в себе эти предубеждения и разрешим себе от них отказаться, то нам легко будет относиться к уборке, как к не менее развивающему занятию, чем игра в мяч с ребенком, прогулка на детской площадке, рисование, лепка, чтение книжки. Более того, если иметь в виду гармоничное развитие ребенка, то совместное выполнение домашних дел — это и есть самый естественный вариант развивающего занятия для малыша! Противоестественно, если вы занимаетесь домашними делами, когда ребенок не видит. И даже если хозяйство в вашем доме ведет кто-то другой (бабушка, помощница по хозяйству), а вы в это время «развиваете» ребенка, это лишает его огромной массы полезных навыков, знаний, впечатлений, ощущений, которые он может получить в процессе уборки, готовки, стирки вместе с вами.

Как приучить подростка помогать вам по дому

Подростку бесполезно говорить о пользе уборки. Не стоит пугать его приходом гостей или тем, что выключите интернет (заберёте телефон, компьютер и так далее), кричать, поощрять за уборку карманными деньгами или сравнивать его с детьми друзей и знакомых. Это только настроит ребёнка против вас, и сделает хлопоты по дому очень неприятной обязанностью, выполнять которую совсем не хочется.

Вам следует помнить, что подросткам в переходном возрасте и так тяжело, у них много дел и обязанностей. Поэтому не давите на ребёнка, если хотите воспитать в дочери счастливую женщину, а в сыне — счастливого мужчину.

Вы можете бесконечно долго обвинять подростка в том, что в его комнате бардак, но пока не конкретизируете проблему, он может попросту не понимать вас. Для тинейджера может считаться нормой не заправленная постель, разбросанные по комнате вещи, переворошённые полки в шкафу, грязная кружка на столе и слой пыли на мебели.

Он не обращает на эти мелочи (на его взгляд) внимания, а поэтому и не считает бардаком. Обозначьте проблему и попросите устранить её. Объясните, что когда всё будет на своих местах, не придётся обходить гору с одеждой, или удобнее будет делать уроки, когда стол не будет заставлен хламом.

С подростком необходимо общаться, как с равным себе. Поэтому, если вы хотите приучить его к порядку, попросите это сделать.

К примеру:

  • «Маш, вытри сегодня пыль, когда тебе будет удобно»;
  • «Макс, поможешь, когда будет время пропылесосить в квартире?»;
  • «Дашунь, не забудь сегодня полить цветы».

Форма просьб (не мольбы, не давления на жалость и не приказов) должна быть прямой, тем не менее вы дайте ребёнку время на то, чтобы сделать это, когда ЕМУ удобно. Подсознательно подросток понимает, что его не загнали в угол с приказом, а дали выбор — когда удобно ему это сделать.

Если подросток любит разбрасывать вещи по дому, а затем не убирает их за собой — поступите также. Начните вести себя аналогично, но так, будто у вас случайно получилось оставить свою куртку в его комнате, или вы просто повесили свой халат в его комнате, потому что … (придумайте причину), или штаны на двери его комнаты висят там, чтобы просушиться.

Если сын или дочь предъявят вам, что им мешают эти вещи, объясните, что их вещи, разбросанные по квартире точно также мешают и вам, и вы возмущены этим беспорядком.

Другой вариант — собрать разбросанные по квартире вещи и поместить их на постель подростка. Когда они станут ему мешать, он либо сбросит их на пол, либо разберёт сразу. Ну а скопление вещей на полу в конце концов приведёт к тому, что ему самому надоест этот беспорядок.

Не забывайте, что у подростков бывают перепады настроения, слабость, какие-то проблемы, страдания от первой любви. В силу возраста им сложнее пережить, нежели взрослому человеку. В такие моменты лучше отодвиньте уборку на второй план и поддержите своё чадо. Ребёнку будут приятны ваша забота и понимание, и он их точно оценит.

Когда в следующий раз будете покупать какие-либо предметы для уборки (швабру, тряпки, метлу от пыли или моющее средства), позовите ребёнка с собой. Пусть подросток сам выберет то, что ему нравится — запах моющего средства, цвет и комплект тряпок, и швабры. Его участие в этом процессе поможет заинтересовать в дальнейшем пользоваться купленными средствами и предметами.

Помните, что каждый ребёнок — индивидуален, и в мире нет универсального способа, как приучить ребёнка помогать родителям. Проявляйте фантазию, и выполняйте уборку с творческим подходом к этому делу — устраивайте соревнования, кто быстрей сложит игрушки или вещи, кто лучше станцует со шваброй или споёт в неё, как в микрофон. Так процесс уборки будет проходить вдвойне приятнее и веселее.

Когда нужно приучать?

Человек не наделен врожденным навыком поддержки чистоты, его нужно развивать, как и любой другой. С какого возраста можно начинать это делать? Современные ученые сходятся во мнении, что структуры человеческого мозга, отвечающие за способность распределять и упорядочивать действия, организовывать важные процессы формируются вплоть до 18 лет. Однако наиболее благоприятное время для приучения ребенка к чистоте в доме, так называемый сенситивный период, это возраст до 3 лет (подробнее о сенситивных периодах развития детей можно прочитать здесь)

Именно в это время малышу наиболее важно получить представление о том, почему у каждой вещи должно быть свое место

Кроме того, привычка жить в чистоте важна для полного гармоничного развития малыша. Ведь хаос, творящийся в его вещах, скорее всего, царит и в его голове, мешая сосредотачиваться, мыслить, принимать решения. Дети, приученные к порядку и аккуратности, более собранны и внимательны в обучении.

Чтобы у ребенка к 3 годам появилось ощущение, что порядок – это правильно, организовывать процесс нужно уже с рождения малыша. Его должны постоянно окружать чистота и упорядоченность вещей. Поэтому задача родителей – во-первых, постоянно поддерживать чистоту в детской, пока малыш сам не может этого делать, а во-вторых – показывать ему в этом пример, содержа в чистоте остальное жилище. Пока вокруг крохи бардак, он не получит понимания того, что это – плохо. И наоборот. Малыши всегда учатся на примере родителей.

https://youtube.com/watch?v=R6u52nnMphE

Чего нельзя делать?

При воспитании бытовых навыков избегать следует:

  1. Принуждения, грубости и злости на детей – говорите о своих чувствах, о том, что вам важна помощь. Но не кричите!
  2. Ограничения самостоятельности ребенка;
  3. Не одобряющей реакции в ответ на выполненную работу;
  4. Плохого собственного примера;
  5. Поручения детям самой неприятной и скучной работы;
  6. Упреков и обвинений;
  7. Повышения голоса;
  8. Игнорирования желаний и потребностей ребенка;
  9. Невыполнения данных ребенку обещаний и нарушения договоренностей;
  10. Чрезмерного подчеркивания своей родительской власти.

Крайне не рекомендуется строить воспитание на финансовой почве. Оплачивая работу по хозяйству, родители стремятся вырастить человека-вымогателя. Также, хозяйственные дела не должны быть и наказанием за проступки.

«Не хочу помогать!»

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.

Хорошее начало – половина дела

Отвечая на вопрос родителей: с какого возраста следует приучать детей к порядку, следует отметить, что малыши подвержены родительскому влиянию. Они очень рано начинают копировать поведение мамы и папы, считают их неоспоримым авторитетом, образцом для подражания. Следует максимально использовать эту особенность, чтобы приучить к чистоплотности детей. Именно любящие родители могут вдохновить малыша на новые свершения и выработать у него необходимые умения, например, разложить вместе вещи по местам, вымыть с мамой посуду или полить цветы, с папой убрать инструменты на даче.

Важно! Если родители сами постоянно поддерживают в комнате чистоту, то им легко требовать это от ребенка. Наоборот, если близкие не желают навести порядок, вряд ли возможно будет научить этому малыша

И еще: никогда не ругайте любимое чадо при неправильных действиях, следует поощрять проявленную инициативу и показывать, как правильно убирать.

Например, многим знакома ситуация: дочка пытается помыть посуду, подходит мама, начинает говорить, что тарелки плохо вымыты, отправляет ее играть и домывает сама. Такое поведение мамы моментально отбивает желание делать уборку в дальнейшем. А если мама похвалит, покажет, как правильно навести порядок, у девочки появится желание выполнять домашнюю работу, чтобы заслужить похвалу.

Основные этапы приучения к порядку

Процедура приучения к порядку может занять длительное время, лучше делать это в несколько этапов.

Первым этапом является осознание. Ребенок должен понять, для чего следует убирать в доме и выполнять домашнюю работу. Следует рассказать, что кровать нужно всегда заправлять, чтобы создать уют в доме. Растения следует обязательно поливать, так как они завянут и перестанут радовать своей красотой

Малыш должен осознать важность данной работы, чтобы впоследствии делать ее самостоятельно

Вторым этапом является планирование. При формировании полезной привычки у малышей родителям придется изменить распорядок жизни, выделяя в нем время для домашних дел. Если ребенок должен ежедневно заправлять собственную постель, то следует перенести время утреннего подъема на более ранее время. В итоге вечером также придется укладывать его спать немного раньше. Если дошкольник собирается ухаживать за цветами, то нужно поставить лейку и воду в доступное место, чтобы ему не приходилось просить помощи у мамы или папы.

Важно! Родители должны понимать, какую именно домашнюю работу в состоянии выполнить любимое чадо. Это зависит от возраста, физических и психологических особенностей

Третий этап подразумевает правильное настроение. Во время приучения ребят к домашним делам и уборке не нужно говорить им, что это нужно для выработки у них полезной привычки. Следует делать упор на то, что уборка и помощь родителям в домашних делах касается жизни всей семьи. Пусть это будет интересным занятием, которое нужно проводить ежедневно. Главное, показывать доброжелательность и не высказывать недовольства, если любимое чадо сделает что-то не так.

Четвертым этапом является воплощение идеи в жизнь. Когда маленький член семьи осознает, для чего нужно убирать и помогать родителям, он зарядится энергией и будет делать все без напоминаний. Нужно освободить ему время для повседневных дел, чтобы они не слишком тяготили его и не заменяли игру, приготовление учебных заданий; выработать список доступных домашних дел; подготовить все необходимое для детского труда.

Важно! Привычку убирать следует вырабатывать ежедневно, нельзя пропускать повседневные домашние дела, иначе ребенок не осознает важности процесса. Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине

Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине.

Постоянство является важной составляющей хорошей привычки. Нужно чаще напоминать маленькому члену семьи о том, что ему предстоит сделать

Можно поставить напоминание на телефоне или компьютере, написать записку и приклеить на холодильник или воспользоваться другими интересными способами.
Освобождение времени для домашних дел крайне необходимо. Надо незаметно встроить домашние дела в режим дня. Младший школьник будет знать, что после школы ему обязательно нужно полить цветы, а после прогулки протереть обувь. Главное, не требовать выполнения уборки в конкретное время, а использовать режимные моменты.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок

Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.

Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.

Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.

Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»

Гигиена в детском саду

В дошкольном возрасте происходит не только физическое, но и психологическое формирование маленького человека

Для ребенка, посещающего детский сад, важно постоянство и последовательность определенных действий

Малыш будет здоровым и развиваться соответственно возрасту, если станет соблюдать режим дня и выполнять правила личной гигиены для детей, к которым родители должны приучить его с ранних лет. Основные рекомендации по гигиеническому уходу для дошкольников:

  • Мытье рук. Каждый воспитанник детского сада должен регулярно мыть руки, если они испачкались, каждый раз перед едой и после прогулок, посещения туалета. Также эта процедура необходима, если у ребенка начался насморк, независимо от того, сморкается он в одноразовый бумажный платок или многоразовый тканевый. Для того чтобы процесс заинтересовал дошкольника, воспитатели нередко используют интересные скороговорки или стихи. Уход за руками должен осуществляться по всем правилам: сначала нужно засучить рукава, намочить и намылить руки, полностью смыть образовавшуюся пену, а затем вытереться чистым полотенцем (желательно одноразовым на бумажной основе).
  • Чистота всего тела. Кожные покровы защищают людей от инфекционных болезней. Активные дошкольники все время бегают и прыгают, в результате на поверхности туловища, конечностей и головы появляются капли пота. Если долго не мыться, на коже накапливаются потовые частицы, жир и пыль. Загрязненный эпидермис перестает выполнять свою защитную функцию. По этой причине лицо и тело нужно регулярно очищать. После прогулки в летнее время года в детском саду ребенок должен умываться и мыть ноги.

Другие правила личной гигиены для детей в дошкольном учреждении:

  • полоскать рот после еды для удаления частичек пищи и свежести дыхания;
  • расчесывать волосы только с использованием личной расчески;
  • при чихании или кашле закрывать рот рукой, правильно пользоваться платочками.

Опытные и отзывчивые воспитатели способны привить ребенку навыки ухода за собой в условиях сада, которые малыш будет оттачивать дома. Становясь старше, дети уже не требуют постоянного контроля, однако все же нуждаются при необходимости в небольшой корректировке действий. Доброжелательность и настойчивость педагогов гарантируют быстрое усвоение гигиенических правил, которые ребенок будет использовать на протяжении всей жизни.

Что должен уметь делать ребенок по дому в 7-9 лет

С тем, что домашние заботы это не эксплуатация детского труда, а формирование важных черт человеческого характера мы определились, а значит, приступаем от теории к практике. 

Определяем круг домашних обязанностей, которые ребенок 7-9 лет мог бы взять на себя:

  • убирать в квартире: пылесосить, подметать, мыть пол, вытирать пыль;
  • раскладывать и развешивать по местам свои вещи (чистую одежду вешать в шкаф, а грязную относить в стиральную машину или корзину для грязного белья);
  • следить за состоянием своей обуви, мыть ее в случае необходимости, всегда ставить на место;
  • самостоятельно собирать портфель и отвечать за его содержимое;
  • поливать цветы;
  • носить нетяжелые покупки, разбирать сумки с продуктами, когда семья пришла из супермаркета;
  • заботиться о домашнем питомце: мыть, кормить, вытирать лапы, менять содержимое лотков;
  • мыть посуду и раскладывать ее по местам;
  • застилать свою постель;
  • накрывать на стол и протирать стол после приема пищи;
  • готовить элементарные блюда: бутерброды, салат, утреннюю кашу;
  • помогать родителям с приготовлением основных блюд: натереть на терке морковку, порезать лук, почистить картошку, налить в кастрюлю и поставить на огонь воду для супа или макарон, сварить яйца;
  • рассортировать и постирать в стиральной машине одежду, развесить стирку (если дома есть невысокая напольная сушилка);
  • знать, какие именно вещи ему необходимо надеть в школу или на прогулку, где и в каких шкафах они лежат;
  • помогать взрослым с младшими братьями и сестрами: побыть рядом с малышом, покормить, развеселить, поиграть, погулять за ручку.

Если у вас есть дача или загородный дом, ребенок 7-9 лет легко может помочь вам: 

  • граблями убрать прошлогодние листья,
  • станет вашим напарником в ручной распилке досок,
  • вместе со взрослым сможет выкопать или закопать яму,
  • самостоятельно полить грядки,
  • собрать созревшие фрукты и овощи с кустов.

Домашние дела

Детям постарше можно поручать простые дела по дому, уже не связанные только с его или её игрушками и книжками

Здесь важно подчеркнуть то, что отныне ребёнок должен нести ответственность за то, что ему поручили. То есть, как и в более раннем возрасте с игрушками, нужно приучать к тому, что какие-то дела делаются регулярно

Начиная с первого класса, ребёнок вполне может справиться со следующими делами:

  • положить корм и налить воды домашним животным;
  • застелить свою постель;
  • чистую одежду повесить в шкаф, а грязную – бросить в корзину;
  • полить цветы;
  • стереть пыль, вынести мусор.

Сейчас практически вся работа по дому выполняется с помощью бытовой техники, а сама техника стала простой в управлении и безопасной. Поэтому в 10-11 лет ребёнку доступно большинство дел по дому:

  • сортировка одежды для стирки, запуск стиральной машины;
  • мытье посуды (вручную или с помощью посудомоечной машины);
  • уборка дома с помощью пылесоса, подметание;
  • приготовление несложных блюд с помощью мультиварки, пароварки, микроволновой печи.

10 лет – самое время, чтобы обучить ребёнка всем этим делам. Не для того, чтобы превратить его в Золушку, а чтобы сформировались умения для взрослой жизни.

Подростков стоит научить и показать на практике:

  • как снимать показания со счётчиков, оплачивать счета за коммунальные услуги;
  • как составить список продуктов для похода в магазин.

Не просите ребёнка раз от разу сделать что-то новое, а решите вместе с ним, какие дела он будет делать регулярно, но обязательно благодарите его. Это поможет создать положительное подкрепление привычки.

Подарите ребенку красивый и удобный ОБРАЗЕЦ

В когнитивной психологии существует наглядный расклад: чтобы ребенок научился самоконтролю, ему просто необходим эталон. Такой образец желательного и поощряемого поведения, на который он будет равняться. Ребенок будет сверяться с этим образцом и постепенно разовьет свой самоконтроль: научится планировать свою работу для достижения образца, а потом проверять самого себя, хорошо ли он воспроизвел образец и как в следующий раз сделать лучше. И мы, родители, вместе с учителями должны этот эталон ребенку предоставить, потому что иначе он возьмет образец на улице, в телевизоре или Вконтакте. Как же это сделать?

* Родители сами должны быть достаточно организованными людьми

Важно, чтобы ребенок видел и знал, что в родительской жизни есть место порядку и дисциплине: мама-папа умеют делать над собой усилие и выполнять свою работу и другие обязанности (готовить ужины семье, содержать дом в чистоте – все это тоже плюсы в пользу самоконтроля)

* У ребенка должно быть упорядоченное пространство для учебных маневров: стол или парта для уроков, полки и ящики для книжек и тетрадок, место в шкафу для школьной одежды, будильник, телефон, продукты к завтраку и обед в холодильнике.

* Родителям вслед за учителями нужно регулярно подсказывать ребенку: что, когда и как удобно делать, чтобы с учебой у него все было хорошо .

* И нужно не просто рассказывать и подсказывать, «что такое хорошо и что такое плохо», но и помогать ребенку придерживаться «хорошей» линии, напоминать о необходимых действиях, стимулировать и подбадривать. И, конечно, хвалить.

* И даже не только помогать, напоминать и хвалить, а еще и обращать внимание на последствия хороших действий: «Смотри, ты выучил уроки пораньше – весь вечер был свободен, здорово? Ты хорошо подготовился по английскому – и на уроке тебе было все понятно, приятно же? Ты перестал забывать пенал – и больше не приходится просить ручки и карандаши у ребят, удобно, да?»

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий