Особенности вышивания икон и образов с каменьями

Сначала – учиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

Протоиерей Николай Чернышев

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях

Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?. Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели

Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Фото: masterclassy.ru

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Видео: начинаем вышивать икону бисером

https://youtube.com/watch?v=UK12LI56ADs

Как правильно вдевать нить в иглу

На самом деле, у начинающих рукодельниц этот вопрос возникает довольно часто и иногда превращается даже в целую проблему. Бывает даже и так, что для них процесс вдевания нити в иглу оказывается более длительным и сложным, чем сам процесс вышивания иконы бисером. Существует несколько секретов, как вдевание нити упростить и сделать удобным. Во-первых, можно воспользоваться обыкновенным лаком для ногтей: в него окунается кончик нити, когда лак наполовину высыхает – нужно пальцами сжать этот кончик, чтобы он сплющился и легко проходил в игольное ушко, далее лаку дают досохнуть до конца – после такой процедуры вдеть нитку в иглу очень просто и легко. Второй способ – пропустить кончик нити через восковую свечу или кусочек воска. Ну, и третий вариант создания иконы бисером, который подходит, только если используется искусственная нить (нейлон), при помощи зажигалки или спичек опаливается кончик.

Если текстового описания этого занятия не достаточно и процедура до конца понятна, то можно воспользоваться, видео или фото мастер-классом, где всё наглядно и понятно.

Приступим к творчеству

Итак, начинаем вышивание бисером иконы (Именной, Казанской Божьей Матери, Умиления Пресвятой Богородицы, Святой Елены, Неупиваемая чаша).

После того, как мы рассмотрели главные нюансы, без которых не обойтись, чтобы добиться высокого качества конечного результата, пора перейти непосредственно к самому мастер-классу.

Для начала необходимо определиться – как будет вестись работа, снизу вверх или сверху вниз

На самом деле это не важно и тут каждая мастерица выбирает такой способ, который удобен лично ей. Единственное правило, которое необходимо соблюдать – нельзя менять направление, то есть если начали вышивать снизу вверх, то так нужно делать до конца, нельзя потом вдруг взять и продолжить работать сверху вниз.

Чтобы рисунок был крепким и держался, необходимо закреплять каждый вышитый ряд – самая первая и самая последняя бисеринки в ряду крепятся при помощи двойного стежка

Чтобы было понятнее, посмотрите видео или фото, которые отражают эту несложную процедуру.

Видео:  вышивание бисером иконы

Нитку лучше брать не длинную, чтобы она не запутывалась, не завязывалась в узлы и не мешала вам, отнимая время.

Пришивание бусинок к основе может осуществляться двумя способами:

  •  каждая бусинка пришивается отдельным стежком;
  •  пришивается сразу несколько бусинок за один стежок, так называемым столбиком.

С чего начать

Рукодельницам начинающим проще будет научиться, если подробно изучить видео с записью мастер-класса, а когда появится опыт и навык, то для работы достаточно будет схемы. Также можно воспользоваться подробной инструкцией с пошаговыми фото, на которых подробно показаны все этапы творчества. Чтобы ваше творение выглядело красиво, аккуратно ювелирно, необходимо правильно выбрать для него бисер. Здесь экономить не стоит, поскольку китайский и не очень качественный материал будет не удобен в работе, он может различаться немного по цвету, что в готовом изделии может быть очень заметно. Но, самое главное, дешёвые бисерины не будут одинакового размера и идентичной формы, что в данном случае, недопустимо. Лучше использовать более дорогой, но идеально качественный материал, форма и размер которого идеально одинаковые.

Нитки также нужно выбирать очень тщательно. Они должны быть прочными, не должны вытягиваться, рваться и истираться. Идеальным вариантом будет использование ниток из шёлка или хлопка, а также из полиэстера (они не перекручиваются).Выбор игл немаловажен, необходимы иглы с острым кончиком, маленьким ушком, маленького диаметра, подходящие для ювелирной работы, чтобы они могли легко и без усилий проходить через отверстия бисеринок. Лучше купить сразу штук 20 таких игл, чтобы был запас, поскольку они тонкие, часто гнутся и ломаются. Если ваше изделие будет крупного размера (больше, чем формат А5), то, перед тем, как приступить к вышиванию, необходимо натянуть канву на пяльцы (из дерева или ПВХ), чтобы она была надёжно зафиксирована

Пяльцы помогают не испортить творение, избежать перекашивания канвы, соблюсти её необходимое натяжение.

При выборе схемы необходимо обратить внимание на следующие моменты: если вы опытная мастерица, то схему можно придумать самой, можно также самостоятельно перенести её с понравившейся бумажной картинки на канву, либо воспользоваться специальной компьютерной программой (сервисом в режиме онлайн), которые способны превратить любую картинку в схему для вышивания. Но если вы хотите, чтобы ваш шедевр был высокохудожественным, то вышивка бисером иконы будет осуществляться по купленной в специализированном магазине высококачественной основе, на которую правильно и аккуратно нанесён рисунок. Схема для бисерной вышивки идентична схеме для вышивки нитками, только в случае с нитками, каждый цветной квадратик символизирует один крестик такого же цвета, как квадратик, а в случае с бисером, каждый квадратик – это одна бисеринка цвета, соответствующего цвету квадратика

Схема для бисерной вышивки идентична схеме для вышивки нитками, только в случае с нитками, каждый цветной квадратик символизирует один крестик такого же цвета, как квадратик, а в случае с бисером, каждый квадратик – это одна бисеринка цвета, соответствующего цвету квадратика.

А какие же правила нужно соблюдать при вышивке икон?

Правило №1. Благословение священника

Мнение иерея Алексия:

«Замечательное дело – дар Божий – быть причастным к созданию икон. Как дело, которое призвано быть душеспасительным и богоугодным, оно требует благословения священноначалия».

Нужно обязательно показать священнослужителю схему или буклет из набора для вышивания, чтобы он одобрил Ваш выбор и дал благословение на отшив иконы («благословение – Божественная помощь, Божие одобрение, в церковном обиходе означает разрешение священноначалия» ).

Дело в том, что в настоящее время существуют фирмы-производители, которые, преследуя исключительно коммерческие цели, выпускают схемы и наборы для вышивания икон, не соответствующие православным канонам. Желательно, конечно, пройти великое таинство исповедания и причащения. Потому что Вы собираетесь приступить к созданию литургического образа. А это необходимо делать с чистой душой и добрым сердцем.

Правило №2. Молитва перед началом работы над вышивкой

Приступая к вышивке иконы, нужно прочесть молитву. Есть специальные молитвы для иконописцев и мастеров, но можно прочесть любую молитву, которую Вы знаете или обратиться к тому святому, чей образ будет воплощен в вышивке.

Мнение протоиерея Георгия Шмида:

«…вышивание образа, действительно, следует сопровождать молитвой. Какой? Думаю, обращенной к Тому, над Чьим образом Вы трудитесь».

Правило №3. Благочестивая жизнь рукодельницы

Во время вышивания православных икон нужно соблюдать пост, ограничение в праздных развлечениях, исключение из рациона алкоголя, жирной пищи, продуктов животного происхождения, отказаться от табакокурения. Также вышивальщице желательно читать каноны, акафисты, прочие молитвы. Чтение молитв позволяет полностью сосредоточиться на создании иконы, понять свои стремления и терзания, изменить к лучшему свою жизнь, обрести душевный покой.

Мнение священника Вячеслава Боданя:

«…вышивание или написание иконы – это не хобби, не рукоделие и не что-то подобное. У тех людей, для которых это было делом жизни, создание иконы всегда было неразрывно связано с постом и молитвой, с особым настроем души, отличительным от обычных дней ритмом и строем жизни».

Мастерица в процессе вышивки иконы получает умиротворение, наполняется благочестием, возвышается духовно. Все суетные мысли и проблемы уходят, остается только душа.

Существует немало примеров, когда после отшива православной иконы мастер излечивался от долгой и тяжелой болезни, избавлялся от череды посещавших его ранее неурядиц.

Правило №4

При вышивании иконы нужно отгонять плохие и грешные мысли, нужно думать только о хорошем, добром. Нельзя браться за работу во время ссоры, семейных неурядиц, в состоянии душевной злобы, обиды, зависти. Девушкам и женщинам в критические дни не полагается прикасаться вышивки икон.

Основные виды гладьевых стежков

Легче всего освоить простую гладь. Этот стежок полностью покрывает участок соответствующего цвета. Чтобы показать игру теней, можно менять направление или размер гладьевого шва. Порядок выполнения:

  1. Заправить нить в иголку, чтобы на одной стороне оказалась петля, на другой – два отдельных конца. Для этого нить мулине разделяют пополам, затем концы складывают и продевают в иглу. После первого прокола на изнанке окажется петля, в которую продевают иглу и затягивают.
  2. Стежки укладываются параллельно очень близко друг к другу, чтобы не просвечивалась ткань-основа. Ширина стежка зависит от ширины узора.

Стебельчатым швом выполняют растительные мотивы – ветки, черешки листьев. Делается он просто:

  1. Выполнить прокол и один стежок вперед.
  2. Далее швом «назад иголку» вернуться и сделать прокол примерно рядом с серединой предыдущего стежка.

Для вышивки контуров используется шов в раскол. Для этого необходимо проколоть ткань с изнанки, вывести нить на лицевую сторону. Сделать стежок длиной 5 – 7 мм, снова вывести нитку на изнанку, затем, возвращая иглу назад, проколоть предыдущий стежок, разделяя его напополам.

Очень красиво смотрится в вышивке атласная гладь. Ее принцип основан на плавном переходе оттенков – с самого темного к светлому или наоборот. Чтобы получить переход, стежки укладывают не плотно друг к другу, а через один, оставляя промежуток для следующего цвета.

Следующий ряд стежков заполняет промежутки, при этом оставляет место для следующего по тону оттенка

Важно каждый последующий ряд начинать с середины предыдущего

В вышивке гладью применяется и техника французского узелка. Это позволяет вышивать ландыши или мимозы, также подходит для вышивания почек на деревьях, фруктов, далеко расположенных цветов на поле.

Проколоть ткань с изнанки, вывести нить на лицевую сторону.
Накрутить на иглу 2 – 3 витка.
Придержать пальцами левой руки, введя иголку рядом с местом предыдущего прокола

Это важно – тогда узелок будет выпуклым.

Чтобы красиво оформить край изделия с вышивкой, можно воспользоваться техникой петельного шва. Для его выполнения каждый следующий прокол делается в петлю, образованную рабочей нитью.

Голос редакции

Матрёна

Фанатка вышивки и шитья

Задать вопрос

Контуры рисунка не обязательно должны быть ровными. Например, если нужно изобразить перья птицы или шерсть животного более реалистично, применяется стежок «краевая гладь». Принцип его в неровности краев, разной длине стежков.

Разновидности глади

Существует несколько видов глади, которые можно комбинировать в одном узоре

Важно знать особенности каждой техники, чтобы подбирать ее под конечный результат.Простая гладь выглядит одинаково с изнаночной и лицевой стороны, поэтому может применяться для украшения кухонных полотенец. Стежки ложатся параллельно рядом

Данный способ лучше всего подходит для обучения вышиванию. Не рекомендуется брать сложные мотивы, начать можно с простых рисунков, чтобы освоить технику и набить руку.

При вышивке гладью с настилом элемент рисунка заполняется простыми короткими строчками, поверх вышивается простой гладью. Узор получается объемным.

Цветная художественная гладь выполняется разными по цвету нитками. При этом используется особый вид стежка. Для данной техники характерны переходы оттенков и их хаотичное чередование. Это создает эффект объема.

Китайская гладь на шелковой или атласной материи – более сложный вид вышивки, так как предполагает плавные переходы цвета. В сложной игре теней заключается очарование растительных мотивов, которые выглядят, как живые.

Русская гладь (Владимирская) выполняется растительными или животными мотивами, а также повторяющимся орнаментом. Чаще всего берется один цвет ниток – красный, зеленый, синий, желтый.


Художественная


Китайская


Владимирская

А вам нравится вышивка гладью?

ДаНет

Коврик в ковровой технике

Ковровая вышивка удобна тем, что позволяет создавать прекрасные вещи даже из ненужных ниток: остатков или распущенных из старой вязаной одежды. В технике нетканый гобелен можно сделать прекрасный мягкий и теплый коврик. Он станет не только хорошим украшением дома, но и позволит научиться новому виду вышивки.

Как и в любой другой вышивке, сначала нужно найти подходящую схему. Ее можно найти в интернете, ориентируясь по фото готовых изделий, или нарисовать самостоятельно. Переносим схему на ткань с помощью обычного карандаша. Можно также воспользоваться специальным смывающимся маркером. Не забываем, что вышивка ковровой техникой с помощью специальной иглы способом раскраски идет по изнаночной стороне, а сам узор из петелек будет на лицевой, поэтому отразится зеркально. На каждой детали можно сделать пометку, чтобы не забыть необходимый цвет.

Ткань плотно натягивается на пяльца. Так как игла буквально пробивает основу, ее необходимо иногда подтягивать вручную.

Дальше нужно вдеть нитку в иглу через нитковдеватель, так, чтобы она вышла с другой стороны. Проводим ее через игольное ушко на скошенном конце. Как вдевать нить в специальную иголку, можно подробнее узнать на обучающих мастер классах на фото.

Как только подготовительные работы закончены, можно приступить к вышивке ковровой технике. Вышивка каждой детали начинается с контура, затем заполняют мелкие детали. В последнюю очередь вышивают более крупные части изображения и фон. Игла устанавливается так, чтобы скошенная сторона была направлена вверх. Длину иглы можно высчитать, умножив необходимую длину ворса на 2. Таким образом, если нужен ворс длиной 0,5 см, иглу нужно выдвинуть на 1 см. Стежки выполняются очень просто, техника выполнения предельно проста даже для начинающих.Основу протыкают иглой для вышивания под углом 90 градусов. При этом лучше не поднимать иглу очень высоко. В лучшем случае, ворсинки получатся разными по длине, в худшем – стежки распустятся, и работа будет испорчена. Достаточно приподнять кончик иглы на несколько миллиметров.

Укол иглой всегда нужно делать до упора – благодаря этому работа получится более аккуратной, а петельки на лицевой стороне – одинаковыми по длине. Хотя это не аксиома В процессе длину иглы можно менять по желанию. С помощью этого приема можно придать работе необходимый рельеф.

Каждая деталь заполняется отдельно, равномерно, начиная с контуров по направлению к центру. При работе иглу нужно держать так, чтобы косой срез был направлен влево. Все стежки должны быть примерно одинакового размера, обычно – не больше толщины иглы, т.е. 1-2 мм.

Наконец, ковровая вышивка должна быть прочной. Для этого в самом начале работы рекомендуют закрепить нить, сделав по готовым стежкам сначала два стежка назад, затем еще столько же вперед.

Виды стежков

Несмотря на то, что на готовом изделии все крестики кажутся абсолютно одинаковыми, существует несколько их разновидностей:

полный классический крест, занимающий ровно одну клетку и состоящий из двух перекрещивающихся между собой стежков

Классический крестик

дробный или неполный нитью закрывается не весь крест, а его часть, к этому виду относится полукрест (1/2) – клетка заполняется только одним наклонным стежком; четверть (1/4) – половина наклонного стежка; три четверти (3/4) с заполнением клетки одним наклонным стежком плюс примыкающей к нему половинкой второго стежка; причем направления полных или неполных наклонных стежков и их цвета обязательно указываются на схеме;

Дробные стежки

косой гобеленовый (петит поинт) ряд неполных наклонных стежков, идущих справа налево, похож на полукрест, но нить с изнанки не перпендикулярна стежкам, а проходит по диагонали

Выполнение гобеленового шва

сложный (двойной) крест часто называемый болгарским, по сути, он состоит из двух крестов, второй располагается под углом 45° относительно первого

Болгарский крест

французский узелок используется для вышивки центра цветов, создания шерсти или кудрявых волос; нить дважды оборачивает иглу против часовой стрелки; витки сдвигают к кончику иглы; затем ее необходимо протянуть через узелок

Выполнение французского узелка

стебельчатый стежок используют для тонкого орнамента или стеблей цветов; состоит из сильно наклоненных косых стежков, примыкающих друг к другу

Порядок выполнения стебельчатого шва

стежки «вперед иголку» и «назад иголку» относятся к отделочным, первый вид стежков состоят из ряда стежков и пропусков; в шве «назад иголку» (бэкститче) пропуски закрываются с помощью возврата иглы, внешне он схож с машинным швом

Шов «вперед иголку»

Отделочный шов «назад в иголку»

Чтобы вышивка смотрелась объемной, крестики всегда выполняются в 2 или 4 нити.

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Узелковая вышивка в ковровой технике – мастер-класс

Сейчас в продаже имеются целые наборы для вышивания в ковровой технике. Такой набор подойдет для начинающих, а также будет просто отличным подарком для тех, кто увлекается рукоделием. Наборы по ковровой технике позволяют изготовить оригинальный коврик, гобелен или подушку своими руками. Как правило, в наборы уже входит:

  • ткань-основа,
  • нарезанные отрезки пряжи необходимой длины, рассортированные по цветам;
  • специальный крючок (но не всегда);
  • рисунок-схема.

Остается только как можно быстрее приступить к вышиванию.

Но, у таких наборов есть и один недостаток – высокая стоимость. Сэкономить можно, если купить канву и пряжу отдельно. В таком случае нужно будет выполнить ряд подготовительных работ (нарезка и подбор расцветки пряжи, выбор и нанесение рисунка на основу). Конечно, это займет определенное время, но сделать это не так-то и сложно. Какой способ выбрать, решать исключительно вам, точно так же, как и результат, будет зависеть только от вашей фантазии и усердия.

Для работы понадобится:

  • готовый набор по вышивке в ковровой технике или канва с крупной ячейкой или страмин;
  • остатки пряжи. Здесь подойдут даже самые маленькие клубочки. Пряжу нужно будет нарезать на полоски до 10 см длиной, в зависимости от того, какую хочется получить длину ворса;
  • крючок для ковровой вышивки. Модно использовать и обычный крючок, но ним не совсем удобно. Крючок, который используется в ковровой технике, имеет особую форму, которая упрощает процесс завязывания узелка из нитки, после того, как она будет протянута через канву;
  • схема вышивки. Здесь можно будет использовать абсолютно любую схему для вышивки крестом, при этом ячейку ковровой канвы следует приравнивать к ячейке канвы обычной. Рассчитывая число ячеек, следует учесть, что по краям нужно оставить по пару сантиметров для обработки.

Подготовка к вышиванию

Первым делом выбираем понравившийся рисунок, а можно придумать его и самостоятельно. Желательно, чтобы схема не содержала слишком мелких элементов, потому что их будет практически не видно.

В качестве основы под вышивку нужно взять специальную сетку, которая называется страмин. Продается она как в магазинах рукоделия, так и в строительных магазинах. Страмин – это плотная канва с крупными ячейками, которая широко используется для изготовления гобелена (на видео вы рассмотрите как она выглядит).

Основу расчерчиваем на квадраты, со сторонами 10 на 10 клеток.

Основной инструмент для вышивки в ковровой технике узелковым методом – это специальный изогнутый крючок, который также моно купить в магазинах с товарами для рукоделия.

Пряжу нужно нарезать на отрезки от 3 до 10 см, в зависимости от того, какой у будущего коврика должен быть ворс. Пряжу можно взять абсолютно любую. Наилучший вариант – акриловая пряжа средней толщины нити.

Порядок работы

Работа будет выполнятся по изнаночной стороне работы, на которой нанесена схема. Перед началом работы посмотрите видео.

Приступаем к работе:

  • берем один отрезок нити, складываем его пополам и эту петельку при помощи специального крючка протягиваем через сетку;
  • оба кончика нити придерживаем пальцем, а затем захватываем их крючком и протягиваем через петлю;
  • крепко затягиваем петлю, чтобы она плотно держалась на основе;

  • шаг за шагом заполняем все ячейки, выбирая отрезки нити необходимого цвета в соответствии с выбранной схемой;
  • по ходу работы обрабатываем и края изделия. Их нужно подогнуть на изнаночную сторону и включить в работу. Или же можно будет просто обшить ковер швом через край;
  • после окончания работы, переворачиваем изделие на лицевую сторону и подстригаем ножницами неровные концы ниток.

В результате получится замечательный пушистый коврик, который ничем не отличишь от покупного персидского ковра. Форму и размер можно выбрать абсолютно любые.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий